Вячеслав Екимов: Нужно вывести лидеров из зоны комфорта - «Велоспорт»
Новый
глава Федерации велосипедного спорта
России, 3-кратный олимпийский чемпион
Вячеслав Екимов, избранный на эту
должность 14 декабря, вскоре после
назначения приехал в гости к «Советскому
спорту». И поделился тем, как собирается
развивать велоспорт в стране.
«НАДО
РАБОТАТЬ С РЕГИОНАМИ»
Визит
в нашу редакцию Екимов запланировал
сразу после встречи с министром спорта
РФ Павлом Колобковым.
-
Олимпийские чемпионы прошлых лет
постепенно занимают руководящие посты?
– начинаем беседу с главой ФВСР.
-
Видимо, возраст такой подходит – как
раз для чиновничьих мест, - смеется
Вячеслав.
-
Вы же с Колобковым почти ровесники. На
стольких Олимпиадах вместе были!
Наверняка, хорошо знакомы?
-
Он, кстати, немного младше – мне 50 лет,
ему 47. А хорошо познакомились только в
Сиднее, где оба выиграли золото. Много
тогда общались по ходу Игр. Медали,
конечно, обмывали тоже вместе.
-
Уже успели освоиться в роли главы
федерации? Представляете, какое будет
финансирование? Откуда? Как развивать
свой вид спорта?
- По
поводу финансирования все должно быть
нормально. Игорь Макаров – бывший
президент ФВСР, - покидая свой пост,
заручился поддержкой Сергея Чемезова,
который возглавляет попечительский
совет федерации. Плюс есть дотации от
Минспорта и спонсоров. Бюджет достаточный.
Теперь надо работать с регионами –
прежде всего, с Южным федеральном округом
и Дальним Востоком. Там изначально
неплохое развитие велоспорта, но
спортсмены и команды сталкиваются с
тем, что выезжать на соревнования в
центральную часть страны им дорого.
Часто –не по карману. Основная идея –
увязать интересы регионов с интересами
сборной. Как этого добиться? Необходима
поэтапная система. Чтобы на внутренних
соревнованиях сначала собирались
региональные команды. Потом они уже
приезжали на серию национальных гонок
– условно говоря, Кубок России (название
может быть иным, в том числе – в честь
титульного спонсора). И вот эти самые
гонки будут проводиться уже при полной
финансовой поддержке ФВСР и спонсорских
взносов. Проживание, перемещение,
призовые – мы все обеспечим сами.
Региональным командам надо будет
потратиться только на дорогу. Спортсмены
получат возможность нарабатывать опыт,
мы – увидим полную картину положения
дел в велоспорте и варианты усиления
главной команды страны.
-
И когда реально реализовать подобную
схему?
-
Проект уже есть, осталось проработать
детали. Конечно, все упирается в деньги,
но эта проблема решаема. Утвердим бюджет
к марту 2017-го – в марте все и начнем.
Средства, кстати, требуются не
умопомрачительные. Вполне укладываются
в те суммы, которая ФВСР собрала в текущем
году.
-
Каков порядок цифр? Десятки миллионов
рублей? Сотни?
-
Десятки. Меньше сотни – точно.
«ЛИДЕРАМ
НУЖНО ДЫШАТЬ В СПИНУ»
-
А как насчет международных гонок? Без
них развиваться на серьезном уровне
все равно невозможно, при этом в России
в последние годы не проводится ни одной.
-
Если говорить о привлекательности таких
стартов – со стороны телевидения,
болельщиков – то организовывать нужно
только гонки «Мирового тура». Все
категории ниже особого эффекта не дают.
А целесообразности проведения стартов
высшей категории в России я, если честно,
не вижу – разводит руками Екимов. – Не
говоря о том, что сейчас общая обстановка
не способствует тому, чтобы везти к нами
ведущие мировые команды и гонщиков.
Была мысль организовать свой Тур по
трем городам – Питеру, Москве и Сочи.
Не сплошной, единый маршрут, а с переездами.
Но логистически это невероятно сложно,
так что мы от такой идеи отказались.
Зато в будущем году вновь состоятся
«Пять колец Москвы». Правда, это в любом
случае будет гонка Интерконтинентальной
категории, так что участники «Мирового
тура» по своим контрактным обязательствам
приехать не смогут.
-
Есть ведь и момент престижа – международные
старты проводят в таких державах, как
Эритрея, Габон, Руанда. А в России - нет…
-
Понимаю такую позицию. Но тогда встречный
вопрос – а в Советском союзе много было
подобных гонок? При этом велоспорт
занимал одни из ведущих позиций и в
стране, и в мире. Эти вещи не связаны
напрямую. Не обязательно проводить
международные старты, чтобы иметь
сильную сборную. У нас сейчас первоочередная
задача – подготовить команду к
Олимпиаде-2020 в Токио. Финальный отбор
пройдет в 2019 году. Надеемся, к тому
времени спортсмены, которые сейчас
задействованы в команде «Русвело», а
также в «Катюше» (которая, по факту,
теперь является швейцарской), и выступают
за рубежом, обеспечат нам стартовый
состав. А дальше видно будет.
-
Но ведь кроме них международного опыта,
получается, ни у кого не будет?
-
Это не так. У нас есть идея на основе
результатов внутренних стартов собрать
элитную группу из 30-40 гонщиков, которых
мы можем зарегистрировать через
велосипедный клуб и так же заявить для
участия в различных гонках – в Италии,
Испании и Франции. Это вполне реально.
И необходимый опыт они получат. Кстати,
задача крайне важная. Потому что у
нынешних лидеров сборной есть одна
серьезная проблема – они чувствует
себя слишком спокойно. Я увидел это еще
во время работы в «Катюше». Сами по себе
у нас есть сильные ребята – и раздельщики,
и финишеры, и те, кто может что-то показать
в горах. Но их нужно вывести из зоны
комфорта. Им кто-то должен дышать в
спину. Только так можно добиться прогресса
и роста результатов.
«ПОТЕНЦИАЛ
У СБОРНОЙ ЕСТЬ»
-
Сейчас конкуренция мала?
-
Чтобы отобрать ту же группу из 30 лучших
спортсменов, нужно 250 гонщиков. Минимум!
И это число, на самом деле, ничтожно. В
мое время, когда я добивался места в
команде – мы тогда это делали на треке
– в «Крылатском» только в гонке
преследования за пару дней провели 250
заездов! Тренировались чуть ли не круглые
сутки, последние старты были в 2 часа
ночи. И это только один из этапов отбора.
На 500 участников.
-
Теперь сколько?
-
Есть два вида статистики – по количеству
выданных лицензий и по количеству
реальных участников соревнований. Я
больше верю стартовым протоколам. Число
смехотворное – 40-50 человек максимум. В
10 раз меньше, чем было в СССР!
-
Предположим, удастся обеспечить резерв,
увеличить конкуренцию за место в сборной.
На что сможем рассчитывать в Токио?
-
Пока о медалях думать рано. Командная
гонка – вообще лотерея. Кто знает, чего
бы наша команда добилась в Рио, если бы
Сергей Чернецкий не упал незадолго
до финиша? На индивидуалку прогнозы
строить проще. Сейчас этим в любом
случае заниматься бессмысленно. Но
потенциал у нашей команды есть.
-
Мы сейчас в основном говорим про шоссе.
Есть ведь еще трек, маунтинбайк, BMX…
-
Безусловно! Просто шоссе – это основа
велоспорта. Вся основная работа делается
«на дороге». Потом уже ребята уходят в
специализации. Если мы добьемся успехов
здесь, то сможем скопировать систему
под кальку в других видах. Тем более,
это проще сделать - в том числе в плане
развития инфраструктуры. Много готовых
площадок в России есть. Многие нужно
просто достроить. Это в любом случае не
так тяжело, как организовывать гонки и
сборы на шоссе.
-
У вас же есть дети. Не видите их в
велоспорте?
-
Когда родился сын, хотел, чтобы он пошел
по моим стопам. Но первая супруга была
резко против. Хватит, мол, гонщиков в
семье, - смеется Екимов. – А когда родилась
дочь, уже сам решил ее в велоспорт не
отдавать. Хотя девочка очень активная.
С ней если два часа не погуляешь – с ума
сойдет от переизбытка энергии! Но дети
сами должны решать, чем им интересно
заниматься. К велосипеду у дочери тяги
нет.
-
А самого за руль не тянет?
-
Тянет, конечно. И к мотоциклу тоже! Но
времени мало, да и не сезон сейчас. Пока
предпочитаю бегать. Каждое утро выбираюсь
в парк – и вперед. Пока личный рекорд –
5 километров за 12 минут.
|