Шаварш Карапетян о трагедии в Ереване: «Ничто не проходит бесследно» - «Новости»
Его тело как будто снова обжигало ледяной водой, но это был холодный пот. Просыпаясь и снова засыпая в бреду от высокой температуры, Шаварш Владимирович чувствовал – за руку его держит любимая Нелли. А значит, он еще поборется. В феврале этого года Герой Советского Союза оказался на больничной койке, почти месяц врачи боролись за его жизнь.«Я всегда знал, ничто не проходит бесследно, – рассказывает «СтарХиту» Карапетян. – Вот и пневмония, которую я заработал тогда во время спасательной операции, дала знать о себе спустя столько лет. После происшествия, когда меня свалило переохлаждение, я был молод, а сейчас возраст солидный – 63 года, все переносится намного тяжелее. Но я не жалуюсь, рядом всегда была супруга, дети приезжали каждый день».
Цена славыХмурым осенним утром 16 сентября 1976 года десятикратный рекордсмен мира по подводному плаванию Шаварш с братом Камо, также состоявшим в сборной СССР, и тренером Липаритом Алмасакяном совершал ежедневную пробежку в парке в центре Еревана. Вдруг они увидели страшную картину – полный пассажиров троллейбус, шедший вдоль озера, упал в воду. Не теряя ни минуты, спортсмены бросились спасать людей, запертых в железной коробке. 23-летний Шаварш взял на себя самую сложную часть операции – опускался на глубину 10 метров за жертвами. При первом погружении он разбил ногами стекло, порезался, потерял много крови, но не остановился. Брат и тренер принимали людей на берегу.
«Это было похоже на спортивную эстафету, – позже вспоминал Шаварш Карапетян. – За 45 минут мы подняли со дна 46 из 92 человек! Службы среагировали быстро, и больница находилась рядом. Но медикам удалось спасти только 20 пострадавших».Все понимали, что, если бы не выдающиеся физические данные Карапетяна, жертв было бы еще больше. Он попытался вернуться в большой спорт, установил еще один мировой, 11-й ре корд в плавании с аквалангом – дистанцию 400 метров он преодолел всего за 3 минуты 6,2 секунды. Но проблемы со здоровьем не дали продолжить карьеру.
О подвиге юного армянина газеты молчали шесть лет – происшествия подобного рода в СССР не афишировали. Лишь в 1982 году, когда Шаварш полетел в качестве гостя на чемпионат мира по подводному плаванию в Москву, героя рассекретили. Тренер советской сборной рассказал журналистам о смелом и безрассудном спортсмене. Тогда-то его имя и замелькало в заголовках, оно гремело на всю страну, награды впоследствии перестали помещаться в шкаф, а общий вес их составил 70 кг.
Шаварш недолго горевал, что ушел из спорта. Для него на первом месте всегда была семья. Вскоре после случившегося Карапетян женился на экономисте Нелли Саакян, обзавелся тремя детьми, устроился на работу заместителем гендиректора Объединения электронной промышленности. А во времена перестройки перебрался в Москву, где занялся бизнесом.
«В Армении у нас остался дом, где хранятся мои спортивные трофеи, – продолжает Шаварш Владимирович. – К сожалению, папы не стало в прошлом году – умер от старости в 88 лет. Мама скончалась еще в 1992 году от сахарного диабета. Сейчас за родовым имением ухажи вает мачеха. Мой брат Камо, который в тот самый день был со мной, живет в Ереване, работает тренером по плаванию. А я регулярно прилетаю на могилы родителей».Потеря брата
Жизнь Шаварша Карапетяна расписана по минутам. «Я встаю в шесть утра, – рассказывает герой. – Делаю зарядку, выхожу на пробежку. Затем плаваю в озере возле дома – и так до первого люда. Было время, даже моржевал. А в этом году сачканул – наверное, поэтому свалился с пневмонией».
Главная гордость Карапетяна – его дом, здесь всегда чисто и уютно. «Жена готовит так, что ум отъешь, – рассказывает герой. – Я иной раз ругаюсь на Нелли Рафиковну. Говорю: «Что ты творишь? Я же потолстею». Никогда не был худосочным парнем, а с годами стал еще крепче. Вешу приблизительно 120 кг».
Шаварш Владимирович уверен, что дети выросли здоровыми и умными благодаря супруге Нелли, которая посвятила себя их воспитанию. Старшая дочь, 32-летняя Люсене, работает в банке. Средняя Заруи, ей 31 год, – пиар-менеджер. Замужем, двое детей, сейчас в декрете. Единственный из наследников рекордсмена, кто зан имается подводным плаванием, – 19-летний Тигран. Парень учится на третьем курсе института на управленца, а все остальное время не вылезает из бассейна.
«Я не хотел для детей повторения своего пути, – вздыхает Карапетян. – Но желание Тиграна оказалось сильнее. Недавно он занял первое место в своем клубе».Официально у Шаварша Владимировича трое детей, но на самом деле - шесть. Уже 13 лет на его попечении находятся племянники Айк, Самвел и Оганес. Они живут в немецком городе Кобург. «Мальчишки осиротели, когда мой младший брат Анатолий и его жена Людмила погибли в автокатастрофе, – продолжает Карапетян. – Они переехали в Германию по той же причине, что и я в Москву. Гибель брата стала настоящей трагедией для всей семьи. Но мы старались держать себя в руках, так как нужно было поднимать детей. Выписали няню из Еревана, а ее депортировали через два месяца. Старший Самвел, ему тогда было 19 лет, взял на себя все заботы. Я помогаю и считаю их своими сыновьями. Регулярно навещаем друг друга. В конце месяца Айк, он студент, гостил в Москве. Оганес высоко поднялся – в 27 лет он директор заводского цеха по производству автокресел для автомобилей Mercedes-Benz».
Шаварш Карапетян старается жить как обычный человек, считает себя приземленным. А с теми, кого спас, как правило, встречается на телевизионных программах. В последние годы свидания случаются все реже. Дело в том, что средний возраст большинства выживших в катастрофе в то время составлял 45 лет, многих уже нет. «Я старался не теребить их, – рассказывает Карапетян. – Люди такой ужас пережили! Те, кто хотел, сами выходили на связь. Так было с женщиной по имени Тереза. Она несколько раз в год приходила в гости – и всегда с подарками. Один раз картину вручила, а в другой – золотое кольцо! Тут уж мне совсем неудобно стало. Год назад я позвонил Терезе домой, хотел увидеться. Дочка сказала, что она умерла. Ей было 80 лет».
Сейчас все силы Шаварша Владимировича направлены на воплощение давней мечты. Он строит армянский каменный дом в Новой Москве. Через пару месяцев Карапетян планирует заезжать.
«Это будет дом моей души, – делится герой. – Коттедж одноэтажный, но большой – шесть комнат для каждого члена семьи. Рядом речка. На участке посадил яблони, груши, вишню». В одном из помещений Карапетян сделает «комнату славы», повесит медали на стену. «Приятно, когда тебя награждают, – продолжает Шаварш Карапетян. – Я стал почетным гражданином России. Международное медицинское сообщество вручило мне специальную мантию за спасение людей. Но по-настоящему греет душу то, что люди остались живы, а не то, что кто-то пожал мне руку и сказал спасибо».Другие подвиги Шаварша Карапетяна
Изучив биографию героя, кажется, что он каким-то таинственным образом оказывается там, где очень нужен. Шаварш Владимирович неоднократно участвовал в спасении людей.
За два года до трагедии на Ереванском озере Карапетян стал свидетелем другой катастрофы. 8 января 1974 года он возвращался со спортивной базы на автобусе, в котором находилось более тридцати пассажиров, включая спортсменов. На подъеме водитель заметил неполадки в работе мотора, остановил транспортное средство и вышел. Вдруг неуправляемая машина тронулась с места и покатилась вниз. Карапетян оказался ближе всех к кабине шофера. В попытке остановить движение и избежать падения в ущелье Шаварш локтем разбил стеклянную стенку, отделявшую кабину от салона, дотянулся до руля и резко направил в сторону горы.
В феврале 1985 года Шаварш находился на работе в офисе, как вдруг увидел в здании напротив бушующее пламя. Горел спортивно-концертный комплекс. Он не раздумывая кинулся тушить огонь вместе с пожарными. Получил ожоги, потерял сознание. Сначала Карапетяна даже признали мертвым – не прощупали пульс. Но врачи успели его спасти.
трагедия
|