Дизлайк: Потому что я вас всех ненавижу - «Новости кино»
«Дизлайк», 2016
Режиссёр: Павел Руминов
Авторы сценария: Павел Руминов, Иван Капитонов
Оператор: Фёдор Стручев
Продюсеры: Павел Руминов, Евгений Колядинцев
В ролях: Мария Вэй, Анастасия Акатова, Диана Мелисон, Олег Гаас, Евгений Дакот, Александр Панин и другие.
Взять видеоблогеров и поместить в жанр слэшера — нормальный, злободневный концепт, почему бы и нет. Мы дожили до того, что тысячи и тысячи людей считают свои твиттер-ютуб-инстаграм-каналы самым важным достижением в жизни, и высмеять это — актуальная идея. В конце концов, большинство слэшеров — на самом деле не ужастики, а мизантропические комедии разной степени тонкости, где никого не жалко и не должно быть — там только эксплуатейшн и жуткие моменты специально для девочек, которые пришли повизжать.
Но для Руминова слэшер — это инструмент. Трибуна. Он быстро взбирается на неё, с горящим глазами и взъерошенными волосами, и ему так много хочется сказать, что он не задумывается, включён ли микрофон, сколько зрителей, где они и есть ли они вообще. Он говорит почти полтора часа, с пеной у рта, иногда с нервным смехом, потому что каждую минуту переходит с тупой злой шутки на просто тупую злобу — и обратно.
Сначала, впрочем, кажется, что человек всего лишь потерял остатки вкуса и заодно связь с реальностью. Тьму времени он тратит на пролог про то, как популярная интернет-кукла прилюдно унизила своего френдзонника, а затем он убился во время онлайн-трансляции (или не онлайн — автор периодически игнорирует логику работы интернета). Потом ещё столько же времени — на представление всех героев фильма в формате видеообзора от лица человека, очень похожего на реального блогера Ларина. Чем-то, видимо, задел Руминова конкретно Ларин, потому что основные персонажи чисто собирательные — например, пранкер по имени Пранк и гламурные стервы разной спецификации. Ну, и отдельно непонятно, конечно, почему же только видеоблогеры — ведь полно всяких-разных. Но Руминов явно ненавидит конкретно их, что косвенно подтверждается его сарказмом в сторону мёртвого приколиста с Vine — типа, ну он же даже не блогер.
В общем, «наш отечественный Кубрик» отправляет всех этих людей в загородный коттедж под предлогом участия в промо-компании нового энергетика — его нужно выпить и сказать, что думаешь. А потом сталкивает их с маньяком из громкоговорителя и его помощником — большим крепким мужиком с топором и в маске младенца.
Тут уже специфическое чувство юмора и общая озлобленность автора выявляются во всей красе: маньяк постоянно сравнивает себя с голливудскими фильмами типа «Пилы», видеоблогеры оказываются озабоченными мразями, а первой жертве зачем-то привязывают на голову не только бомбу, но и дохлого осьминога — он не несёт никакого смысла, и очевидно, что режиссёр просто посчитал это либо жутким, либо смешным, либо одновременно всем.
Ещё выясняется, что Руминов не знает, как делать сцены убийства, поэтому или показывает их через задницу (снимая на истеричную мобилу, например), или не показывая вообще, ограничиваясь замахом топора или отводом камеры. Потом он пытается делать хорошую мину, через персонажей говоря что-нибудь вроде «А ты тело видел? А может, он не умер?» или «Что, не веришь? А иди посмотри». Но жертвы не возвращаются из мёртвых, и никто не идёт проверять.
Так же Руминов поступает со сценарием: он нагло лжёт в лицо зрителю насчёт отгадки, а в конце заставляет слушать длинный унылый монолог про то, что он всех не обманул, нет, всё тоньше, чем вам кажется. «Мы же сказали, что это ты нас убиваешь!» — «Нет, это я, но не я, это… это ваши фанаты!».
Впрочем, на этом идиотизме Руминов не останавливается и делает ещё один твист, ещё один финал. Но в этом фильме нет симпатии ни к кому, и ненавистные автору уроды не могут спокойно уйти в закат — они будут убиты другими уродами, которых в свою очередь тоже убьют уроды. Руминов старается почти прямым текстом с экрана сказать, какие вокруг все дебилы и, кажется, какой дебил сам зритель. Злая ирония не обошла даже инвалида и френдзонника — мало того, что они изображены стереотипно-отвратительными, как и все здесь, но и для каждого нашлось разоблачительное превращение, после чего устами героя автор сравнил всё показанное с «ещё одним отвратительным русским фильмом».
Мысль про то, что вы, дебилы, считаете всё русское кино плохим — и поэтому вы дебилы, непонятый гений Руминов произносит за фильм дважды. Сначала это кажется просто выпадом обидчивого неудачника, а потом уже серьёзно задумываешься о том, что безграмотные монтаж, съёмка, грим, вообще всё — это на самом деле специально. Тогда становится понятным, откуда столько нелепой хрени вроде осьминога или феерическая сцена, где видеоблогеры избивают серийного убийцу селфи-палками. Вам не нравились мои прошлые фильмы? Вам ненавистно русское кино? Вот вам сюжет как в Голливуде, но снятый настолько дерьмово, насколько я могу. Жрите. И название ещё вам, смотрите, какое придумал — «Дизлайк». Вот умора.
Хотя допускаю, что хитрого плана не было, а Руминов доволен съёмками, считает сценарий хорошим и в целом видит художественную ценность в своём фильме. Но, по правде, это ничего не меняет. Особенно на фоне идущего в соседних залах «Нерва», который тоже про зависимость от лайков и тоже плохо понимающий, как работает интернет и всё такое, но всё равно красивый, захватывающий и, главное, добрый и с верой в хорошее в людях. Разница между ним и «Дизлайком» — колоссальная.
Так что, Павел, сходите к специалисту — вам надо. Потратить много денег, времени, чужих сил — и всё для того, чтобы набросить говна на вентилятор, как это делает масса людей в тех же вам ненавистных интернетах — это мощно, достойно, молодец. А кино больше не снимайте. Никогда.
|