Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание»
Максим Ковтун
До старта очередного, олимпийского
сезона в мире фигурного катания – если
взять за точку отсчета серию Challenger
– остается около трех месяцев. И как
раз сейчас фигуристы завершают работу
над постановками своих соревновательных
программ. Что же увидит вскоре широкая
публика?
Внимание: партизаны!
Очень интересно наблюдать за тем, как
те или иные спортсмены анонсируют свои
новинки. Кто-то сразу рапортует у себя
в твиттере или фейсбуке – мол, работали
с тем-то и тем-то, поставили то-то и то-то,
будет круто. Кто-то сдает информацию в
беседе с журналистами. Ну а некоторая
часть – прежде всего, танцоры, - темнят
до последнего, до самых осенних прокатов
(если речь идет о России). Словно от
позднего озвучивания данной информации
им добавят баллов на чемпионатах мира
и Европы.
Доходит до смешного. Помнится, в сезоне
2011/12 будущие олимпийские чемпионы в
команде Елена Ильиных и Никита Кацалапов
настолько засекретили свой произвольный
танец и музыку к нему, что первое время
катали его на публике под иное музыкальное
сопровождение. Видно, чтобы враги не
догадались. Позже оказалось, что
«секретная мелодия» - это «Ave Maria»
замечательного советского
композитора-мистификатора Владимира
Вавилова (с его легкой руки приписываемая
Джулио Каччини) в исполнении Томаса
Спенсера-Уортли. Но смысла засекречивания
так никто и не понял. А продвинутая
публика задалась вопросом: чего стоит
танец, если его можно безболезненно
катать под разные мелодии?
Весело было и в сезоне 1999/2000. Тогдашние
мировые лидеры в танцах на льду Марина
Анисина – Гвендаль Пейзера (Франция) и
Анжелика Крылова – Олег Овсянников
(Россия) темнили до последнего. А когда
открыли карты – выяснилось, что оба
дуэта взяли для произвольного танца
кантату Карла Орфа Carmina Burana... До очного
противопоставления постановок, впрочем,
так и не дошло: у Крыловой обострилась
травма спины, и российская пара экстренно
закончила любительскую карьеру.
Противоположный пример – ведущие
ученики Тамары Москвиной. Юко Кавагути
и Александр Смирнов взяли за правило
обкатывать на публике новые программы
еще задолго до контрольных прокатов.
Самый удобный вариант – в ходе различных
мастер-классов и показательных
выступлений, коими межсезонье в России
и ближнем зарубежье совсем не бедно.
Весь фидбэк тут же выслушивается,
перерабатывается и идет в дело.
Чужие среди своих
Зарубежные элитные спортсмены, не
стесненные в средствах, обычно пользуются
услугами топ-хореографов. Кто-то
приглашает гениального британца
Кристофера Дина, известного своим
штучными постановками высочайшего
уровня (с ним, к примеру, сейчас сотрудничают
Алена Савченко и Брюно Массо, выступающие
за Германию). Кто-то смотрит в сторону
канадки Лори Никол, успевающей в
межсезонье «окучить» не один десяток
фигуристов, прежде всего, в Китае и США.
Быстро, качественно, дорого. У Никол,
кстати, ставила свои нынешние программы
и итальянка Каролина Костнер, тренирующаяся
в Петербурге, у Алексея Мишина.
Российские тренеры потихоньку отказываются
от давней традиции обходиться своими
штатными хореографами или же мастерами
отечественной школы балета. К делу
теперь привлекают и вчерашних звезд, и
– иногда – даже действующих спортсменов
(так, нынешним летом в наших столицах
очень востребован узбекский одиночник
Миша Ге). Пример экс-чемпиона мира в
одиночном катании Джеффри Баттла,
двукратного победителя Чемпионата
четырех континентов в танцах на льду
Петра Чернышёва или его коллеги по
амплуа, вице-чемпиона Олимпиады-2002 Ильи
Авербуха доказывает перспективность
такого сотрудничества.
Авербух вновь, как и год назад, поставил
программы действующей чемпионке мира
Евгении Медведевой (отказав попутно
другим отечественным одиночницам). А
кроме этого – пытающемуся выправить
катящуюся под откос карьеру Максиму
Ковтуну. Чернышев, в свою очередь, помог
создать произвольный танец вице-чемпионам
России Александре Степановой – Ивану
Букину, а также обе программы действующим
чемпионам Европы в парном катании
Евгении Тарасовой – Владимиру Морозову
и перспективной одиночнице Марии
Сотсковой.
Немало работает с россиянами в этом
году итальянец Паскуале Камерленго,
муж Анжелики Крыловой. Он, в частности,
поставил короткую программу олимпийским
чемпионам в парном катании Ксении
Столбовой – Федору Климову, а также
бронзовому призеру ЧМ-2016 Анне Погорилой.
Не обошлось и без неожиданных коллабораций.
Так, профессор Алексей Мишин привлек к
работе с экс-чемпионкой мира Елизаветой
Туктамышевой 33-летнего венгерского
хореографа Адама Соля (Adam
Solya), ранее работавшего с
фигуристами Бельгии и Люксембурга.
Ну а более всего удивил всех Александр
Жулин, пригласив для постановки
произвольного танца своим подопечным
Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву
признанного мастера modern dance, народного
артиста Молдовы Раду Поклитару. Того
самого, который ставил в Большом театре
«Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Палату
№6» и который способен справиться с
материалом любой эпохи и стилистики –
будь то Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио
Сальери, Дмитрий Шостакович, Жак Брель,
Горан Брегович или Арво Пярт. То, что
делает Поклитару в качестве балетмейстера,
- достойно безграничного восхищения
(найдите на youtube хотя бы его «Сарабанду»
на музыку Генделя). Но насколько ему
удастся передать свои умения Бобровой
и Соловьеву, всю жизнь плывшим в русле
традиционной ледовой хореографии и не
замеченным в тяге к авангарду, –
большой-большой вопрос. Если получится
– это будет колоссальный прорыв для
российских танцев на льду.
В то же время, танцоры Виктория Синицина
и Никита Кацалапов прибегли к услугам
своего нового штатного хореографа
Сергея Петухова. Произвольный танец
поставлен на музыку Сергея Рахманинова
(концерт № 2 для фортепиано и «Вокализ»).
А их ближайшие конкуренты, Александра
Степанова – Иван Букин над коротким
танцем (самба и румба) тоже поработали
под руководством «своего человека» -
Ирины Жук.
Пора возвращаться
Вот мы и подошли, наконец, к животрепещущему
вопросу: а что нынче ставят-то? Как
выясняется, многие одиночники оставляют
прошлогодние программы. Многие –
возвращаются к программам прежних лет.
Логика проста. Сегодня, когда битва за
золото ведется на космических высотах
– с обилием четверных прыжков, требующих
больших физических усилий и максимальной
концентрации, есть резон думать, прежде
всего, об удобстве программ, а не об их
творческой составляющей. Чтобы не сильно
отвлекаться на то, что именно ты катаешь.
Если ты сделаешь в произвольной программе
три четверных и навернешься еще с двух
– никого не будет волновать то, насколько
точно вписаны в музыку твои движения.
Тем более, что сезон – олимпийский, и
цена любой ошибки возрастает четырехкратно.
Пример подали великие из великих.
Олимпийский чемпион Юзуру Ханю для
короткой программы достал из загашника
«Балладу № 1» Шопена, уже использованную
двумя сезонами раньше. Правда, расстановка
шагов и прыжковый набор точно будут
другими. Двукратный чемпион мира Хавьер
Фернандес в короткой программе вернется
к музыке Чарли Чаплина (образца 2012/13).
Вице-чемпион мира Сёма Уно вновь, как и
пару лет назад, взял для произвольной
программы фрагменты из оперы Джакомо
Пуччини «Турандот». Как тут упрекнуть
других, решивших идти тем же путем?
Вообще, выбор музыки для программ –
дело непростое, если подходить к процессу
со всей серьезностью, а не тасовать
содержимое условного CD-диска «Главные
хиты ХХ века». Иные тренеры и хореографы
ночами не спят, пытаясь отыскать своим
подопечным что-нибудь незаезженное.
Так, в репертуаре экс-чемпионки мира
Елизаветы Туктамышевой появилось танго
«Синяя рапсодия» Оскара Строка в
исполнении Петра Лещенко. Китайская
спортивная пара Чэн Пэн - Ян Цзинь,
обратившись к национальным корням,
выбрала для произвольной программы
скрипичный концерт Butterfly Lovers композиторов
Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао. А их
конкуренты-итальянцы остановились на
не самой знаменитой сюите Tree of Life своего
соотечественника-неоклассика Роберто
Каччапальи.
Есть и те, кто перелопачивает свежайшие
шедевры мирового кинематографа. Временами
получается забавно. В сезонах 2001-2003
фигурное сообщество отчаянно болело
мелодией Клинта Мэнселла из «Реквиема
по мечте», в 2013-2014 гг. – музыкой из фильма
«Артист» Людовика Бурсе, а пару лет
назад многих накрыло творчеством
Александра Деспла («Гранд Отель Будапешт»,
«Игра в имитацию»). Нынешний сезон явно
пройдет под знаком оскароносного мюзикла
La La Land (композитор Джастин Гурвиц), Его
фрагменты уже точно будут использованы
в программах Кристины Астаховой –
Алексея Рогонова, Мэдисон Чок – Эвана
Бейтса и Эшли Вагнер. И есть сильное
ощущение, что это далеко не предел...
|