Гений Дзюдо. Колонка Юрия Цыбанева - «Дзюдо»
Беслан Мудранов
Обозреватель Sovsport.ru Юрий Цыбанев – об итальянском перевороте в сознании наших мастеров татами.
Глаза Натальи Кузютиной были переполнены грустью. Хотя она, только что придушив китаянку, выхватила «бронзу». Всем своим видом наша дзюдоистка говорила: такая медаль – не результат, я стремилась только к «золоту».
Словно на это вожделенное «золото» у нее была бронь. А никакой брони не было в помине. Кузютина, далеко уже не новичок, доселе не покоряла мировых вершин. И Беслан Мудранов, первый российский олимпионик Рио, - тоже. Но они выходили на олимпийское татами – и их действо завораживало. Гиперсобранность Беслана и огневой настрой Натальи внушали: да у нас здесь все под контролем, все схвачено! Наташа и попалась-то треклятой японке на болевой, совершая остроатакующее действо, только на какой-то ничтожный микрон не сбывшееся.
Владимир Путин: Победа Мудранова на ОИ-2016 очень важна и для наших спортсменов, и, конечно, для болельщиков
Кто-то из охотно цитируемых випов, опираясь на четыре «золота» Лондона и Рио, уже бросил в массы: «Дзюдо – наше все». Но это как посмотреть. В новой российской истории до Лондона наши дзюдоисты на олимпийском татами не сверкнули ни разу. Да и на чемпионатах мира межолимпийского цикла 2013-2015 не добыли ни одного «золота». Но вот объявлена олимпийская мобилизация - и чемпионский почин-пример снова, как и четыре года назад, явлен на татами.
«Нужно просто сильно сконцентрироваться – и все получится», - поделился чемпионским секретом Беслан Мудранов. Ну да. Просто – и сильно. Но получается, во всяком случае на первых олимпийских порах, - исключительно у дзюдоистов. Как он этого добивается, Эцио Гамба, так счастливо поставленный перед Лондоном на наше дзюдоистское хозяйство, - экстремальной заточенности на «здесь и сейчас»?
После того олимпийского триумфа мы кое-что узнали о фирменных тренингах Гамбы. О прыжках со скалы и купаниях в ледяной воде, напеример. Итальянец не просто тренировал дзюдоистов. Он готовил своего рода спецназ. Вживлял в спортсменов другие ценности. Проводя борцов, чья натура, известно, малоподатлива к переменам, по тонкой грани экзистенции. Формировал другой вкус спорта. Другое понимание экстрима. И способность этот экстрим покорить.
Гамба, заметьте, проделал все это в не самом выигрышном для России спорте. Исторически-то отечественные дзюдоисты не выдерживали сравнения, скажем, с гимнастами или фехтовальщиками. Да только нынче наши девочки-гимнастки, ступая на вечно пугающее бревно, мучительно закусывают губу, и бревно знай себе их сбрасывает. А фехтовальщики?! Где были они и где – дзюдоисты в межолимпийские годы? У российских мастеров сабли, рапиры и шпаги, если вы не в курсе, на боевом счету - 12(!) мировых титулов между Лондоном и Рио! Но, как выход на олимпийский помост, так прихватывает то нервячок, то ступор (хотел бы ошибиться – пишу, когда в дело вступает сабельная царица мира Софья Великая)…
За особые заслуги перед отечеством нашим Эцио Гамбе предоставлено российское гражданство. За то, что дал российским дзюдоистам другие мысле-чувства (термин философа Георгия Гачева). Одарил наш спорт – зачастую рефлексирующий, нервический, истеричный – тем, чего ему остро недоставало. Но, право, чуть неловко перед замечательным итальянцем: оказался-то он в одном ряду с Жераром Депардье, Роем Джонсом, Романом Нойштедтером…
|