Трассой не вышли? Почему Гран-при России получился таким унылым - «Ралли»
Три
причины, из-за которых гонка в Сочи стала
скучнейшей в нынешнем сезоне.
Нет,
правда – Гран-при России запомнился
шикарной атмосферой, прекрасными видами,
отличной погодой, полными трибунами и
первой в карьере победой Валттери
Боттаса. Зрители, пришедшие на трассу,
наверняка отлично провели уик-энд. Но
с точки зрения спортивной составляющей
гонка на «Сочи Автодроме» вышла донельзя
скучной! Пара столкновений на первом
круге, зрелищная авария Романа Грожана
и Джолиона Палмера, прорыв Боттаса
с третьего места на первое (мимо двух
«Феррари») – и все. Затем – пейс-кар, и
даже после рестарта на протяжении всей
оставшейся дистанции – ни одного обгона!
Круговые, понятно, не в счет. Смены
позиций – только за счет пит-стопов.
Яркая погоня Феттеля за лидером
чуть скрасила общее уныние, но ведь было
понятно – Себ может рассчитывать только
на то, что Валттери под таким давлением
вдруг ошибется и пропустит его вперед
(как, это, например, получилось с самим
немцем на последнем круге легендарного Гран-при Канады-2010 – того самого,
который Дженсон Баттон выиграл,
пару раз побывав последним по ходу
заезда). Хотя бы попытаться совершить
обгон лидеру сезона не светило, пусть
он и сократил отставание менее, чем до
секунды. Все остальные разрывы между
пилотами были настолько велики на
протяжении всей гонки, что борьбой на
трассе и не пахло.
Так
в чем причина? Почему Гран-при России получился скучным? Собственно, причин
сразу несколько.
РАЗНИЦА
В УРОВНЕ КОМАНД
В
принципе – это нормально. У каждой
команды – своя машина, лучше или хуже,
чем у соперников. Есть лидеры, середняки,
аутсайдеры. Так было всегда. И так будет.
Но именно в Сочи разница в уровне
«конюшен» особенно бросается в глаза.
Если вспомнить предыдущие Гран-при
России, то частенько тут финишируют
попарно – два пилота «Мерседеса», потом
– две «Феррари», потом – два «Ред Булла»…
Исключения – лишь в виде сходов, аварий
или откровенных провалов в тактике.
Сама
конфигурация «Сочи Автодрома» способствует
такому расслоению. На каких-то треках
на первый план выходят возможности
шасси. На других – мастерство пилота.
На третьих – мощность двигателя. В Сочи
все сбалансировано настолько, что…
никто не получает преимущества за счет
нюансов трассы. «Сочи Автодром» - не
самый сложный с точки зрения пилотажа.
Здесь абсолютно в равной степени важны
и силовая установка, и хорошая аэродинамика.
В итоге машины едут так, как едут. Едут,
как могут гонщики. Не лучше и не хуже,
чем обычно. И расстановка сил становится
до предела очевидной. Отсюда – отсутствие
аварий и борьбы. После суматохи первого
круга в воскресенье весь пелотон
рассредоточился по треку - и каждый в
своем темпе. Кому-то удалось улучшить
позицию за счет лучшей тактики пит-стопов,
но – лишь заочно. Ни единой схватки за
позицию мы так и не увидели.
НЕХВАТКА
МЕСТ ДЛЯ ОБГОНА
В
Сочи есть две зоны DRS, хватает быстрых
поворотов (один затяжной левый вокруг
Медальной площади чего стоит!), есть
медленные виражи под 90 градусов… Только
где обгонять – непонятно. Перед выходом
на обе длинные прямые все спрофилировано
так, что нет возможности приблизиться
к другой машине на расстояние атаки.
Слип-стрим и активное антикрыло в таких
условиях уже не помогают. В местах, где
приблизиться можно, просто нет пространства
для обгона – либо должна быть очень
существенная разница в скорости. Она
бывает – при обгоне круговых. Но не при
очной борьбе в обычных условиях. В итоге
все, что остается – просто преследовать
соперника и ждать его ошибки. Но…
ошибаться на «Сочи Автодроме» тоже, по
сути, негде. По крайней мере – серьезно.
Тем более - пилотам уровня «Формулы-1».
ГЛАДКИЙ
АСФАЛЬТ
Возможно
– главная причина. Забавно, но факт –
в России, с нашей-то поговоркой про
дороги, сумели сделать идеальный с точки
асфальта трек. Настолько идеальный, что
он гладок – как стекло! Вот только у
всего есть свои минусы.
Покрытие
«Сочи Автодрома» имеет очень низкие
характеристики сцепления с колесами
болидов. Это, конечно, усложняет жизнь
пилотам – сложнее держать машину в
поворотах, тяжелее прогревать покрышки…
Но сами покрышки в подобных условиях
почти не изнашиваются. Дистанция
«Гран-при» проходится с одним плановым
пит-стопом (все остальные заезды на
пит-лейн – в той или иной степени
внештатные). Конечно, команды используют
разную тактику. Кто-то проводит смену
резины раньше, кто-то позже…. Но, по
сути, это не влияет на главное – по ходу
заезда не возникает ситуации, когда
часть машин едет на свежих и быстрых
шинах, другая – на откровенно убитых.
Именно в этом случае возникает серьезная
разница в скорости, которая так
способствует острой борьбе! Возникает…
но только не в Сочи.
ИТОГО
В
итоге все сводится к особенностям трека.
Мы можем гордиться «Сочи Автодромом».
Мы гордимся организацией этапа (несколько
раз признававшимся лучшим в сезоне!).
Как и чудесными видами Олимпийского
парка, погодой, атмосферой, работой с
болельщиками… Но, увы – яркие гонки в
Сочи будут редко. При этом сложно
представить, что в будущем здесь состоится
еще более унылый Гран-при.
|