Рецензия: По-своему - «Новости кино»
«Молодой папа» немного похож на «Никербокер» — он очень авторский. Наверняка, конечно, были компромиссы, и Джуд Ло, судя по бироллам, режиссировал себя активнее, чем сам режиссёр, который только и говорил «Да, это идеально» и «Согласен», но итог всё равно предельно соррентиновский. Главный современный итальянский режиссёр сам поставил все десять эпизодов, причём с таким вдохновением, словно допуская, что такой возможности у него больше не будет.
Он годами, буквально на глазах, совершенствовал свой стиль. Придумывал какую-нибудь фишку — и начинал использовать её везде. И в «Папе» ни от одной не отказался. Он снова ставит рефлексии превыше событий. Создаёт смыслы уже на монтаже с помощью внезапных склеек чисто вставных сцен и повторяющихся элементов. По-итальянски играет со статичной и динамичной камерами, будто это ещё один музыкальный инструмент. Часто превращает кино в клип и непредсказуемо диджеит, используя самую разнообразную музыку (но в основном чередуя электронику со слезоточивыми скрипичными композициями — в том числе Арво Пятра). Всё выглядит очень богато. Локаций (а это больной вопрос сериалов) сотни, считая те, которыми Соррентино явно одержим, потому что использовал раньше. И, конечно, животные — по ватиканским садам прыгает кенгуру, привнося сюр, как и животные в предыдущих фильмах автора.
Соррентино много шутит, но в свойственной ему манере, то есть часто через контраст красоты и уродства, через парадоксы. Он рассматривает в трагедии иронию и превращает в итоге всё в эстетически прекрасный, но злой и несмешной фарс.
Самое же важное и неожиданное то, что сериал не такой провокационный, как его рисовали в промо. Он начинается с богохульства и желчи, новый Папа не верит в бога, плюёт на корректность и правила, пытаясь превратить себя в рок-звезду, а кардиналы и прочие принимаются строить один заговор за другим. Но на самом деле кино не антикатолическое, а наоборот. Не про революцию, а про кризис. Про страх, конвертируемый в гнев, про взросление как переход от бунта к принятию правил, про сироту, который учится быть отцом. Соррентино не даёт ответов, но как обычно показывает множество удивительных метаморфоз и с помощью клипового и непредсказуемого мышления пытается превратить просмотр в эмоциональное путешествие через них.
Остаётся только один вопрос, возвращающий нас к «Никербокеру». Прозвучали слова о том, что второй сезон находится в разработке, но даже несмотря на то, что есть куда продолжать, это точно никому не нужно без Соррентино. А тот поставил в конце надпись “The End”, и сам явно не из тех, кто готов тратить много лет на телевидение.
|