Молодость-2016: три фильма об Украине - «Новости кино»
Во втором материале о 46-м Киевском международном кинофестивале «Молодость» мы уделим внимание картинам, в которых присутствует украинская тема и которые были сняты иностранцами.
Это документальный фильм «Открытки из Украины» (Германия, Италя, Люксембург), «Мариуполис» (Литва, Германия, Франция, Украина), в съемочной группе которого были украинцы, и социальная драма «Мария» (Германия, Швейцария) об украинской эмигрантке.
«Открытки из Украины» — это честный и, на удивление, понимающий взгляд иностранца на события в нашей стране за последние три года. Для итальянца Севы Диамантикоса это дебют в качестве режиссера, вообще же он музыкант группы Port Royal, благодаря гастролям которой и заинтересовался Украиной. Сева начинал снимать на Майдане, но, увидев стремительное развитие событий на Донбассе, задался вопросом, в чем пресловутая разница между Западом и Востоком страны, на чем уже больше десяти лет спекулирует местный и соседский политикум. Чтобы найти ответ, Диамантикос объездил Донецк, Луганск, Мариуполь и Харьков и наблюдал за судьбами нескольких героев, на которые повлиял Майдан и военный конфликт на Донбассе.
Героев режиссер отыскал среди знакомых и через них, и у него получилась по-хорошему репрезентативная выборка. Вот Костя — луганский предприниматель, представитель среднего бизнеса, семьянин. Он не поддерживает сепаратистские настроения и с их заострением вынужден будет начинать жизнь заново в другом городе — свой бывший дом и магазин в центре Луганска он увидит уже с выбитыми окнами на фото.
Вот айтишник Илья — самый молчаливый герой фильма. Он готовится к худшему, он идет на занятия по самообороне и стрельбе, он приносит домой оружие, он уходит воевать. Военно-спортивная подготовка ныне выгодное дело: предприимчивый харьковчанин Сергей, безуспешно пытавшийся открыть в столице бар, в итоге сделает свой спортклуб.
Киевлянка Алина — волонтер, она готова жертвовать своим временем, чтобы приносить пользу стране и людям. Она идет наблюдателем на выборы и остается на пересчет голосов за счет отпуска.
Анна — художница из Донецка, вывешивает дома желто-синий флаг. Вскоре на нее донесут, и она окажется в плену под пытками. Эта история попадет на украинское ТВ, которое, по словам уже освобожденной Анны, выдернуло из ее комментария отдельные фразы, обесчеловечивая сепаратистов и заостряя конфликт между сторонами. Иностранец Диамантикос в своем фильме прямо озвучивает, что информационная война ведется с двух сторон, а пропаганда, упрощение, к которому прибегают в масс-медиа, делает свое черное дело в дестабилизации украинского общества. Мы все хотим одного и того же, но видим разные пути для этого — говорит один из героев о сторонниках сепаратистов. Последние охотно общаются с Севой по-английски — это еще до провозглашения «республик» и начала АТО — хоть и транслируют неадекватные тезисы с сепаратистских агитплакатов о гейропе и хунте.
Репортажные «Открытки с Украины» грамотно объясняют ситуацию в Украине для несведущих, затрагивая лишь внутреннюю политику, но не вопрос российской агрессии.
Политического нарратива совсем избегает автор фильма «Мариуполис». Литовец Мантас Кведаравичус неспешно составляет мозаику из жизни Мариуполя в 2015 году. Если бы не название, не кадры с обстрелом и его последствиями — трудно сказать, чем прифронтовой Мариуполь отличается от множества других подобных городов в Украине. Жизнь идет своим чередом: в местном ДК обновляют краску на старых советских транспарантах к 9 мая, военные несут службу, коллектив греческих танцев и музыки готовится к концерту и прочая рутина, заснятая камерой некомфортно близко и в безрадостной атмосфере неухоженного серого города. «Я хочу разрушенные здания», — говорит молодая улыбчивая телерепортерша оператору. Их тут есть и без обстрелов, даже прибитые к деревьям (!) таблички с названиями животных в зоопарке не всегда развешены правильно. «Мариуполис» выглядит дневником туриста-интеллектуала, присматривающегося к самым неприметным вещам и игнорирующего то, на что бы обратило внимание большинство.
Если зарубежные документалисты готовы смотреть и показывать Украину, избегая стереотипов западного обывателя, то режиссер немецко-швейцарского художественного фильма «Мария» только ими и пользуется. Вообще, принадлежность к Украине у главной героине сомнительна, она и ее подруга говорят по-русски с заметным российским акцентом, но кто уж там в Германии будет в этом разбираться.
Мария в исполнении уроженки Омска Маргариты Брайткрайц — расчетливая украинская эмигрантка в Дортмунде, у которой на новом месте жительства дела, мягко говоря, не очень. Работу горничной в отеле она теряет; оказывает интимные услуги турку-арендатору, чтобы остаться в своем затхлом жилье, и связывается с не самым удачливым немцем, владеющим нелегальным строительным бизнесом. Последний мужчина дает ей шанс заработать на свою мечту — открыть парикмахерскую. Эта деталь очень интересна: так как хороший парикмахер Мария, как сапожник без сапог, весь фильм ходит с растрепанными грязными волосами, еще и с проседью. И это не единственная деталь, которая не позволяет правдоподобно воспринимать образ главной героини. Мария неопрятна, она носит синтетические китайские свитера, которые сейчас и не на каждом рынке в Украине увидишь; она не наносит макияж даже для предстоящей встречи, на которой надо хорошо выглядеть. И никогда не улыбается, что не мешает ей заполучать внимание и расположение нужных людей. И что главное, предыстория женщины остается загадкой: мы знаем только то, что она без высшего образования, родом из какого-то маленького населенного пункта, при этом свободно говорит по-немецки и английски и ни в какую не хочет «возвращаться в этот ужас» (то есть в Украину). Как она выехала? Неужели за время пребывания за рубежом не смогла заработать даже на нормальные вещи на распродажах? Или найти мужчину, подобно множеству других эмигранток? Образ Марии схематичен и висит в воздухе — то же самое касается и всех остальных персонажей. Фальшь заметна в русскоязычных диалогах между Марией и ее землячкой, а развязка фильма вообще оказывается сказочно наивной. Как обычная реалистичная драма, без расчета на какую-то фестивальную историю, «Мария» слишком вялая и драматически слабая. Тем не менее этот фильм каким-то образом оказался в основном конкурсе в Локарно. Значит, эмигрантские истории и украинская тема в европейском кино пользуются спросом, хотя в фильме на месте украинки могла бы без вреда для сюжета оказаться женщина из любой другой страны, хоть из Азии, хоть из Африки.
|