Зануды умеют любить: из чего выковано счастье "Джен Эйр"
"Джен Эйр" продолжают экранизировать до сих пор. Фото: кадр из фильма " Бронте выгнали из пансиона за любовь к мужу директрисы В рубрике "Литгостиная" журналист Анастасия Белоусова и писатель Алексей Курилко спорят о произведениях классической литературы. В этот раз мы поговорили о том, как
"Джен Эйр" продолжают экранизировать до сих пор. Фото: кадр из фильма
"
Бронте выгнали из пансиона за любовь к мужу директрисы
В рубрике "Литгостиная" журналист Анастасия Белоусова и писатель Алексей Курилко спорят о произведениях классической литературы. В этот раз мы поговорили о том, как отличить настоящую любовь и верность с помощью романа "Джен Эйр" английской писательницы Шарлотты Бронте. — Алеша, мы уже говорили о моем любимом персонаже Шерлоке Холмсе, давай теперь поговорим о твоей любимой героине — Джен Эйр из книги Шарлотты Бронте. С чего вдруг она? Эта, по нынешним меркам, типично правильная зануда? — Нынешние мерки меня мало интересуют. У меня свои. Джен Эйр — крайне редкий для нашего социума образ. В литературе таких много, в жизни — почти нет. Она образована, знает несколько языков, хорошенькая, хотя думала о себе скорее как о дурнушке. А еще она гордая, трудолюбивая. И главное — умеет любить, причем любить для нее важнее, чем быть любимой. Еще она принципиальна, всегда имеет свое мнение... "Я люблю вас слишком сильно, чтобы льстить вам. Так не делайте же и вы этого!" — Нынешние женщины скорее решат, что Джен Эйр — просто дурочка: отказалась от брака с богатым аристократом лишь потому, что у ее "принца", мистера Рочестера, неадекватная жена! Подумаешь! Сдала бы ее в сумасшедший дом и жила бы в замке хозяйкой! И мало того, что она убежала, когда он был красив и здоров, так еще и вернулась, когда он — уже калека, а замок сгорел… Немногие понимают, что на самом деле это — подвиг. — Да, она поступила нетипично для современной женщины. В отличие от большинства, она не пойдет на нарушение своих принципов, по которым нельзя любить женатого. И ее поведение — действительно подвиг, как и его. МУЖСКАЯ БРОНЯ — Но мистер Рочестер — обманщик! Сперва устроил шоу со своей якобы женитьбой, привез толпу золотой молодежи, заигрывал при Джен Эйр с красивой пустышкой Бланш. Это по-мужски? — Эдвард Рочестер обладает всеми качествами мужчины — как лучшими, так и худшими. Выпивает, азартен, холоден, циничен, жесток... Мне кажется, он ее проверял. Ведь он боялся, что она увлечена им, потому что он богат, что он из высшего света. Но! Как все сильные мужики, глубоко внутри он раним. Он бы не смог открыть ей свою душу, боясь, что в нее снова плюнут. Почему настоящий мужчина одет в броню? Потому что за броней прячется романтик, идеалист, мальчишка, которым, порой, остается мужчина. Только такой совершит безрассудный поступок, бросится в горящий дом спасать жену, которая сама же его и подожгла... — Но если он так хорош, то почему не сказал ей, что женат? — Это была его главная ошибка. Нужно было сразу говорить правду. Мужчины всегда действуют, а потом думают. Парадокс! Женщина сначала тыл обеспечит, а потом только идет в атаку. Женщины более рациональны, чем мужчины. Поэтому подвиги чаще совершают мужчины, не женщины. — Например, спасение жены на пожаре? Но миром ныне рулит эгоизм, каждый сам за себя. И лезть в горящий дом за сумасшедшей считается идиотизмом, а не подвигом. — Для XIX века такие поступки — норма мужского поведения. Женщина могла делать что хочет, хоть взорвать мир, если у нее с самого утра все пошло не так и прическа не удалась. От нее никто логических действий не ждал. Когда Рочестер, будучи калекой, принял помощь от женщины, которую любил, испытывая унижение — вот настоящий подвиг. Разрешить женщине, которую он любит и для которой он — первый после Бога, ухаживать за собой беспомощным, позволять видеть себя слабым — просто ад для настоящего мужчины. Легче покончить жизнь самоубийством, чем допустить подобное. Журналист и писатель. Анастасия Белоусова и Алексей Курилко. — А ведь у мистера Рочестера был реальный прототип — учитель и муж директрисы пансиона Константин Эже. Он всячески опекал Шарлотту, искренне верил в ее литературный дар. Он был ей другом, а вот Шарлотта влюбилась. Что весьма не понравилось миссис Эже, и она выгнала Шарлотту. Рочестер — как мистер Эже: мужчина, навечно прикованный к неуравновешенной и злобной женщине. Все это отразилось в романе "Джен Эйр" — первая любовь, самая запоминающееся и совершенная. — Настя, а вот банальности я тебе говорить не позволю! Первая любовь всегда самая несовершенная. Вспомни свою первую любовь и ужаснись. И даже то, что ты вспомнила — это уже, видать, пятая, а не первая. А первую мозг обычно стирает, настолько это было смешно, ужасно и нелепо. К слову сказать, я думаю, первой любовью Джен была ее подруга в приюте для сирот Элен Бернс, которая умерла. Явно автор этого не писала, все-таки XIX век. Но учись читать между строк: они обнимались, вместе спали, заботились друг о друге. В то время такого рода приюты вообще были рассадником однополой любви, просто это не афишировалось. — В монографиях говорится, что прототипом Элен Бернс была подруга Шарлотты Эллен Насси. В романе очень много взято из жизни автора. Когда Бронте была ребенком, у нее умерла мать. Она и пять сестер жили в крайней бедности. Отец ни от кого не хотел принимать помощи. Как-то, увидев перед дверью шесть пар новых башмачков — подарок соседей, Патрик Бронте сжег их в камине. Он отправил детей учиться в приют для бедных, где от эпидемии тифа и голода умерла почти половина детей, в том числе и две сестры Шарлотты. Отец перевел оставшихся детей в платный приют, но их здоровье навсегда было подорвано. Шарлотта, как и ее героиня Джен Эйр, была учительницей, гувернанткой. Кстати, первый роман "Учитель" оказался провальным, но "Джен Эйр", а потом и "Виллет", сделали ее знаменитой. Смысл ее романов — достижение любви через страдания. Мы же избегаем страдания, считая их уделом неудачников… — Тогда, повторюсь, не читайте "Джен Эйр". Читайте чушь из брошюрки "10 шагов к счастью", "100 советов, как добиться успеха и богатства". Тогда у вас будет прекрасная счастливая жизнь. Но, скорее всего, вы так и не встретите настоящую любовь. Чтобы любили именно тебя, а не твой образ, всего один совет — будь собой. Будь собой, тогда, возможно, тебя полюбит тот, кто полюбит тебя такой, какая ты есть. Для меня в этом смысл романа. ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ — Обидно, что Бронте считается автором одной книги… — Не бывает авторов одной книги! Это миф! С другой стороны, писатель всегда пишет только одну книгу, сколько бы их у него ни было, — книгу о самом себе. Бронте много чего написала, но все другое — менее известно. Да и "Джен Эйр", если честно, стилистически посредственный роман. Но герои мне нравятся. В лет 10 мне очень понравился фильм по "Джен Эйр", 1983 года, как и его главный герой. Я сильно злился на эту дуру, которая бросила такого человека. А эта кульминация, когда она слышит, как он зовет ее слабым шепотом, хотя их разделяют сотни километров, и кричит: "Да, я иду к тебе!"... Это берет за душу! А роман силен образами, и они архетипны. Она — любовь, верность, забота; он — сила, ум, гордость, мужество. Он — настоящий мужчина; она — настоящая женщина. "Нет выше счастья, чем чувствовать, что твое присутствие доставляет радость" — Такой была и сама Шарлотта. Настоящей. Вышла замуж вопреки отцовскому благословению. Отец был категорически против, считал, что она не сможет вынести тягот семейной жизни, родить. Но Шарлотта проявила характер, вышла замуж за любимого человека и прожила с ним девять счастливых месяцев. Она умерла, будучи на восьмом месяце беременности… — Выходит, отец был прав. Но и для Джен Эйр, и для Шарлотты Бронте любовь была самым главным в жизни. Важнее самой жизни! Хотя не исключаю, для кого-то роман будет обычным чтивом с банальным сюжетом, который, на первый взгляд, ничему не научит. Только ведь хороший писатель не учит жить, а дает пищу для ума и души. Умный читатель сам сделает много выводов, прочитав Бронте, а глупый не сделает ни одного, прочитав даже Толстого, который все выводы делал сам.
"
Бронте выгнали из пансиона за любовь к мужу директрисы
В рубрике "Литгостиная" журналист Анастасия Белоусова и писатель Алексей Курилко спорят о произведениях классической литературы. В этот раз мы поговорили о том, как отличить настоящую любовь и верность с помощью романа "Джен Эйр" английской писательницы Шарлотты Бронте. — Алеша, мы уже говорили о моем любимом персонаже Шерлоке Холмсе, давай теперь поговорим о твоей любимой героине — Джен Эйр из книги Шарлотты Бронте. С чего вдруг она? Эта, по нынешним меркам, типично правильная зануда? — Нынешние мерки меня мало интересуют. У меня свои. Джен Эйр — крайне редкий для нашего социума образ. В литературе таких много, в жизни — почти нет. Она образована, знает несколько языков, хорошенькая, хотя думала о себе скорее как о дурнушке. А еще она гордая, трудолюбивая. И главное — умеет любить, причем любить для нее важнее, чем быть любимой. Еще она принципиальна, всегда имеет свое мнение... "Я люблю вас слишком сильно, чтобы льстить вам. Так не делайте же и вы этого!" — Нынешние женщины скорее решат, что Джен Эйр — просто дурочка: отказалась от брака с богатым аристократом лишь потому, что у ее "принца", мистера Рочестера, неадекватная жена! Подумаешь! Сдала бы ее в сумасшедший дом и жила бы в замке хозяйкой! И мало того, что она убежала, когда он был красив и здоров, так еще и вернулась, когда он — уже калека, а замок сгорел… Немногие понимают, что на самом деле это — подвиг. — Да, она поступила нетипично для современной женщины. В отличие от большинства, она не пойдет на нарушение своих принципов, по которым нельзя любить женатого. И ее поведение — действительно подвиг, как и его. МУЖСКАЯ БРОНЯ — Но мистер Рочестер — обманщик! Сперва устроил шоу со своей якобы женитьбой, привез толпу золотой молодежи, заигрывал при Джен Эйр с красивой пустышкой Бланш. Это по-мужски? — Эдвард Рочестер обладает всеми качествами мужчины — как лучшими, так и худшими. Выпивает, азартен, холоден, циничен, жесток... Мне кажется, он ее проверял. Ведь он боялся, что она увлечена им, потому что он богат, что он из высшего света. Но! Как все сильные мужики, глубоко внутри он раним. Он бы не смог открыть ей свою душу, боясь, что в нее снова плюнут. Почему настоящий мужчина одет в броню? Потому что за броней прячется романтик, идеалист, мальчишка, которым, порой, остается мужчина. Только такой совершит безрассудный поступок, бросится в горящий дом спасать жену, которая сама же его и подожгла... — Но если он так хорош, то почему не сказал ей, что женат? — Это была его главная ошибка. Нужно было сразу говорить правду. Мужчины всегда действуют, а потом думают. Парадокс! Женщина сначала тыл обеспечит, а потом только идет в атаку. Женщины более рациональны, чем мужчины. Поэтому подвиги чаще совершают мужчины, не женщины. — Например, спасение жены на пожаре? Но миром ныне рулит эгоизм, каждый сам за себя. И лезть в горящий дом за сумасшедшей считается идиотизмом, а не подвигом. — Для XIX века такие поступки — норма мужского поведения. Женщина могла делать что хочет, хоть взорвать мир, если у нее с самого утра все пошло не так и прическа не удалась. От нее никто логических действий не ждал. Когда Рочестер, будучи калекой, принял помощь от женщины, которую любил, испытывая унижение — вот настоящий подвиг. Разрешить женщине, которую он любит и для которой он — первый после Бога, ухаживать за собой беспомощным, позволять видеть себя слабым — просто ад для настоящего мужчины. Легче покончить жизнь самоубийством, чем допустить подобное. Журналист и писатель. Анастасия Белоусова и Алексей Курилко. — А ведь у мистера Рочестера был реальный прототип — учитель и муж директрисы пансиона Константин Эже. Он всячески опекал Шарлотту, искренне верил в ее литературный дар. Он был ей другом, а вот Шарлотта влюбилась. Что весьма не понравилось миссис Эже, и она выгнала Шарлотту. Рочестер — как мистер Эже: мужчина, навечно прикованный к неуравновешенной и злобной женщине. Все это отразилось в романе "Джен Эйр" — первая любовь, самая запоминающееся и совершенная. — Настя, а вот банальности я тебе говорить не позволю! Первая любовь всегда самая несовершенная. Вспомни свою первую любовь и ужаснись. И даже то, что ты вспомнила — это уже, видать, пятая, а не первая. А первую мозг обычно стирает, настолько это было смешно, ужасно и нелепо. К слову сказать, я думаю, первой любовью Джен была ее подруга в приюте для сирот Элен Бернс, которая умерла. Явно автор этого не писала, все-таки XIX век. Но учись читать между строк: они обнимались, вместе спали, заботились друг о друге. В то время такого рода приюты вообще были рассадником однополой любви, просто это не афишировалось. — В монографиях говорится, что прототипом Элен Бернс была подруга Шарлотты Эллен Насси. В романе очень много взято из жизни автора. Когда Бронте была ребенком, у нее умерла мать. Она и пять сестер жили в крайней бедности. Отец ни от кого не хотел принимать помощи. Как-то, увидев перед дверью шесть пар новых башмачков — подарок соседей, Патрик Бронте сжег их в камине. Он отправил детей учиться в приют для бедных, где от эпидемии тифа и голода умерла почти половина детей, в том числе и две сестры Шарлотты. Отец перевел оставшихся детей в платный приют, но их здоровье навсегда было подорвано. Шарлотта, как и ее героиня Джен Эйр, была учительницей, гувернанткой. Кстати, первый роман "Учитель" оказался провальным, но "Джен Эйр", а потом и "Виллет", сделали ее знаменитой. Смысл ее романов — достижение любви через страдания. Мы же избегаем страдания, считая их уделом неудачников… — Тогда, повторюсь, не читайте "Джен Эйр". Читайте чушь из брошюрки "10 шагов к счастью", "100 советов, как добиться успеха и богатства". Тогда у вас будет прекрасная счастливая жизнь. Но, скорее всего, вы так и не встретите настоящую любовь. Чтобы любили именно тебя, а не твой образ, всего один совет — будь собой. Будь собой, тогда, возможно, тебя полюбит тот, кто полюбит тебя такой, какая ты есть. Для меня в этом смысл романа. ЗАВОЕВАННОЕ СЧАСТЬЕ — Обидно, что Бронте считается автором одной книги… — Не бывает авторов одной книги! Это миф! С другой стороны, писатель всегда пишет только одну книгу, сколько бы их у него ни было, — книгу о самом себе. Бронте много чего написала, но все другое — менее известно. Да и "Джен Эйр", если честно, стилистически посредственный роман. Но герои мне нравятся. В лет 10 мне очень понравился фильм по "Джен Эйр", 1983 года, как и его главный герой. Я сильно злился на эту дуру, которая бросила такого человека. А эта кульминация, когда она слышит, как он зовет ее слабым шепотом, хотя их разделяют сотни километров, и кричит: "Да, я иду к тебе!"... Это берет за душу! А роман силен образами, и они архетипны. Она — любовь, верность, забота; он — сила, ум, гордость, мужество. Он — настоящий мужчина; она — настоящая женщина. "Нет выше счастья, чем чувствовать, что твое присутствие доставляет радость" — Такой была и сама Шарлотта. Настоящей. Вышла замуж вопреки отцовскому благословению. Отец был категорически против, считал, что она не сможет вынести тягот семейной жизни, родить. Но Шарлотта проявила характер, вышла замуж за любимого человека и прожила с ним девять счастливых месяцев. Она умерла, будучи на восьмом месяце беременности… — Выходит, отец был прав. Но и для Джен Эйр, и для Шарлотты Бронте любовь была самым главным в жизни. Важнее самой жизни! Хотя не исключаю, для кого-то роман будет обычным чтивом с банальным сюжетом, который, на первый взгляд, ничему не научит. Только ведь хороший писатель не учит жить, а дает пищу для ума и души. Умный читатель сам сделает много выводов, прочитав Бронте, а глупый не сделает ни одного, прочитав даже Толстого, который все выводы делал сам.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
|
Смотрите также
из категории "Новости разное"