Олег Меньшиков - «Актёры»
- http://www.menshikov.ru/
Биография
Детство
Олег Меньшиков родился в подмосковном городе Серпухове. Папа – военный инженер, мама работала врачом-невропатологом. Вскоре семья Меньшиковых переехала в Москву. Здесь и прошли детство, отрочество и ранняя юность Олега.
С ранних лет у мальчика проявилась необыкновенная любовь к музыке. Родители вовремя это заметили. Была куплена скрипка, начались занятия в музыкальной школе. В шесть лет Олег пошел в обычную школу. Мальчик быстро привык к новому распорядку дня, урокам и домашним заданиям. Учился он не плохо. Хотя отличником он никогда не был, но природное острое самолюбие не позволяло ему быть хуже других в занятиях, и «троек» для себя он не допускал.
Особой страстью Олега стала оперетта. Он ездил на спектакли Театра оперетты два раза в неделю, невзирая на расстояния. Так «Граф Люксембургский» и «Марица» были им просмотрены по несколько раз. Любовь к оперетте привела к тому, что в старших классах Олег занялся постановкой спектаклей. Первый был осуществлен к Новому году. Туда были включены отрывки из самых любимых его оперетт. Все это перемежалось собственными литературными опусами Меньшикова (кстати, недурно пишущего). Опусы он положил на известные мелодии, в том числе в музыкальном варианте исполнялись переложения басен. Уже тогда юный Меньшиков проявил себя неплохим режиссером. Он сумел обнаружить актерские способности у многих ребят, кто об этом раньше и не подозревал.
Вспоминает Марина Копысова: «Он был у нас объединяющим началом. Большую роль в этом сыграли его музыкальные способности. Во многих классах и кабинетах у нас стояло фортепьяно. На переменах Oлeг садился и начинал играть, играл с огромным удовольствием. Мы подпевали. Вокруг него группировались разные ребята – отличники, хулиганы, лентяи, спортсмены. Он ладил со всеми, никогда не дрался. Вообще трудно себе представить, что на него кто-то мог поднять руку! На Меньшикова – да никогда! Он так и остался – особенным».
Музыка или театр?
Впервые талант Меньшикова как актера был высоко отмечен еще в девятом классе. Вместе с матерью и отцом он попал на свадьбу дочери их приятельницы, художницы по костюмам в Малом театре. Там Олегу пришлось заменить целый оркестр – он без устали играл на фортепьяно, аккомпанируя танцующим и поющим. Среди гостей был педагог Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Багратович Монахов, неотрывно наблюдавший за Олегом. Паренек ему понравился, и Монахов вскоре пригласил Олега к себе домой на прослушивание. Меньшиков прочитал «Желания славы» Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана…» – рассказывал Монахов.
Неудивительно, что по окончании школы в 1977 году перед Меньшиковым не возникло выбора – кем быть. Несмотря на его любовь к музыке, блестящие к этому данные, он все же твердо решил для себя, что будет актером. Родители этому не особенно обрадовались. Будучи людьми далекими от искусства, они хотели, что бы сын получил «серьезную» профессию. Но мешать сыну не стали.
Щепкинское училище
Олег подал документы в Высшее Театральное училище имени Щепкина, один из старейших театральных институтов страны. Удачно сдав экзамены, он был принят на курс Николая Николаевича Афонина, ректора училища.
С первого же курса Меньшиков обратил на себя внимание. Неистощимый на выдумки, он со своими однокурсниками создавал различные интересные номера, как, например, «Очи черные». Уже тогда, наряду с актерским дарованием, проявлялось и его незаурядное режиссерское мастерство. Под его непосредственным руководством был поставлен «Французский вечер», где Олег Меньшиков великолепно исполнял песни Ива Монтана. А знаменитые студенческие капустники. В училище их помнят до сих пор. Педагоги признаются, что впоследствии некоторые пытались повторить их, но подобного больше не было. Юмор, склонность к пародии помогали ему замечать забавные штрихи в жизни училища, в поведении людей, и затем все это переносить на сцену.
На последнем курсе Олег Меньшиков просто бесподобно сыграл в спектакле «Нашествие», поставленном Николаем Николаевичем Афониным в стенах училища. Причем Афонин собирался дать талантливому студенту главную роль, но Меньшиков попросил сыграть немецкого офицера Вернера, в общем то эпизодическую фигуру. Николай Николаевич вспоминает: «В результате Олег создает шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним. Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку».
Первые роли в кино
В 1980 году Меньшиков дебютировал в кино. Он сыграл главного героя Шурку Доминиани по прозвищу Шурок в героической драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Эта работа стала настоящей удачей для девятнадцатилетнего студента. Знаменитый режиссер Роман Балаян именно на съемках этой картины отметил: «Я сразу почувствовал: очень одаренный мальчик. Может быть, и сверходаренный. Какое-то некиношное лицо – умное, интеллигентное. Остроумен, весел, иногда трогателен».
В 1981 году Меньшиков окончил училище и поступил в Малый театр. Но там он долго не задержался и уже на следующий год перешел в театр Советской Армии.
Тем временем Меньшиков снялся в эпизодической роли юноши-призывника Кирилла в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981), а затем в небольшой роли в драме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В «Полетах…» Меньшиков предстал как бы оппонентом главному герою Олега Янковского. Маленькую, почти эпизодическую роль, к тому же являвшуюся «прямой», без каких либо нюансов, Меньшиков укрупнил, сделал заметной и очень органичной в течение картины.
«Покровские ворота»
Когда Михаил Козаков приступил к своей новой картине «Покровские ворота», то он быстро определился с актерами. Лишь на роль студента Костика долго не находилось подходящей кандидатуры. Михаил Козаков вспоминает: «Один Бог знает, сколько артистов пробовали мы на роль Костика, Может быть, пятнадцать, семнадцать, двадцать… Боюсь ошибиться, но называю близкие цифры. Шло время, и я все больше и больше отчаивался. Никто из тех, кто приходил к нам, на мой взгляд, не был тем Костиком, который мне виделся. Понимая, что, если я так и не найду актера, который бы передал дух конца 50-х, к тому же умного, живого, обаятельного, интеллигентного, – фильма у нас не будет».
И в этот момент Козакову помогла его жена. Совершенно случайно она увидела по телевизору дебютный фильм Меньшикова. Молодой актер ей понравился, и она, записав его имя, Олег Меньшиков, посоветовала мужу. Козаков тут же дал своим ассистентам задание найти этого самого Меньшикова. В то время Олег еще учился на последнем курсе Щукинского училища и заканчивал съемки в «Родне».
Как только Меньшиков появился на съемочной площадке, всем сразу стало ясно – вот он – настоящий Костик! Рассказывает автор сценария Леонид Зорин: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но, вместе с тем, в нем легко угадывался острый независимый ум».
Но тут возникли непредвиденные сложности. Оказалось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь». И тогда Зорин, которому ох как не хотелось терять актера, написал Райзману письмо. Он писал, что никак не видит фильм без Меньшикова. И Райзман пошел навстречу.
Съемки прошли весело и непринужденно. Атмосфера на площадке была легкая, светлая, наверное, поэтому таким же легким получился фильм. Меньшиков в главной роли просто блистал. И зрители охотно отдавались во власть его кипучего жизнелюбия, уверенной победительности. Вместе с режиссером актер нашел идеальный ритм, в котором постоянно живет герой картины. Он все время движется, выплескивая невероятную энергию, и людям мечталось жить в таком же неуемном темпе, когда можно действовать, смеяться и не очень размышлять.
На экран «Покровские ворота» вышли в 1982 году и сразу сделали Олега Меньшикова любимым и популярным.
80-е годы
Оценив техничность и обаяние молодого актера, режиссеры стали охотно приглашать его сниматься. В фильмах 1980-х годов Меньшиков исполнял разножанровые роли, становясь то романтическим героем «плаща и шпаги» (барон де Сигоньяк, «Капитан Фракасс», 1984), то рассеянным светским волокитой (Володя, «Володя большой и Володя маленький», 1985), то морским офицером (Артеньев, «Моонзунд», 1987).
Удачно складывалась и театральная карьера артиста. Одна из самых заметных ролей сыгранных им в театре Советской Армии – Ганечка в «Идиоте» по роману Ф.М. Достоевского.
В 1985 году Меньшиков покинул театр Советской Армии. Некоторое время он работал в Московском театре имени Ермоловой и в театре имени Моссовета. Очень интересной работой стала роль Калигулы в одноименном спектакле режиссера П. Н. Фоменко, поставленном в театре Моссовета. Его персонаж не просто жестокий тиран, но интеллектуально изощренный, рефлексирующий мечтатель, стал театральной легендой. Прославился и спектакль «Нижинский» (в постановке О. Е. Меньшикова и А. Е. Феклистова), где актер сыграл главную роль.
90-е годы
С начала 1990-х годов Меньшиков стал работать в различных театральных антрепризах. И здесь у него было немало удач. Так за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала» (Лондон, 1992) Меньшиков получил премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств.
А вот в кино актер стал сниматься реже, тщательно отбирая роли и режиссеров. Но зато каждая из его работ становилась настоящим событием. Он практически в одиночку вытянул рядовой триллер «Дюба-дюба» (1992, режиссер Александр Хван), сыграв Андрея Плетнева. Эльга Лындина: «Меньшиков решительным собственным усилием направил картину именно по такому руслу, что позволяло ему максимально полно соединить себя с героем. К счастью, у режиссера недостало сил противостоять актеру, хотя такие попытки он делал на первых порах. Однажды сказал мне, что готов заменить Меньшикова другим исполнителем, потому что Олег существует суверенно, не внимая указаниям Хвана. Позже сообщил, что объяснился с Меньшиковым – и тот якобы принял его, режиссера, позицию, обещав внимать ей и ее реализовать в работе. Но, судя по результату, Меньшиков по-прежнему играл так, как, ему казалось, должен жить его Андрей Плетнев». Именно благодаря мастерству Меньшикова фильм некоторое время, года три-четыре, имел успех. Потом, правда, эта картина забылась.
Спустя два года Меньшиков сыграл одну из самых сильных своих ролей – Митю в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». В его игре сочеталось высокое лицедейство и изощренный психологизм. Он создал невероятно сложный образ – человека упоенного и опустошенного местью. Именно после этой работы, отмеченной Государственной премией РФ, о Меньшикове заговорили как о выдающемся актере современности.
Целый букет наград Меньшиков собрал после выхода военной драмы Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996), где актер виртуозно сыграл плененного прапорщика Ларина. Меньшиков создал образ обаятельного и в то же время порой отталкивающего контрактника, бывалого воина, волевого, мужественного, до тонкостей освоившего профессию. В его работе и трагическое понимание своей загубленной жизни, и драма оскорбленного детства, прошедшего в детском доме, и нежность и доброта к неумехе-увальню Ивану Жилину (Сергей Бодров-младший), в первом же походе не сделавшему ни выстрела и оказавшемуся в плену.
В 1998 году Меньшиков вновь снялся у Никиты Михалкова. В фильме «Сибирский цирюльник» он исполнил главную роль юнкера Андрея Толстого. Исполнил, как всегда, на высочайшем профессионализме. Журналистка Юлия Дмитриева рассказывает об одной сцене, особенно поразившей ее: «Играли только его глаза. А смысл заключался в следующем: актер должен был в глухой тайге, услышав шум машины, которая валит лес, побежав в импульсивном порыве на этот шум, внезапно остановиться, ибо понял – он не хочет возвращаться в цивилизацию. По своему накалу, по силе чувств, сцена просто потрясающая».
Роли нового века
Романы Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» всегда привлекали режиссеров. И вот очередная экранизация «Золотого теленка» предпринимается Ульяной Шилкиной. На роль Великого комбинатора приглашается Олег Меньшиков.
О своей новой работе Олег Меньшиков рассказывает: «Остап Бендер – один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера – это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат не достаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала. Я давно не снимался для телевидения, поэтому мне будет интересно. В этом смысле Остап Бендер близок мне как минимум одним качеством – авантюризмом».
Еще одной интересной работой обещает стать роль Юрия Живаго в картине Александра Прошкина «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака.
Некоторые факты
- После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, на курс Н. Н. Афонина. Олег Меньшиков родился в семье военного инженера и врача. После окончания театрального училища в 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии.
|