Андрей Бартенев: «Начните с изучения своего голого тела» - «Интервью Звёзд»
Эпатажный художник и дизайнер раскрывает секрет развития творческих качеств. Андрей Бартенев признался, что его клоунское амплуа уходит в прошлое, а также рассказал «СтарХиту», зачем нужно современное искусство. Андрей Бартенев – известный российский художник и дизайнер, который сумел соединить
Эпатажный художник и дизайнер раскрывает секрет развития творческих качеств. Андрей Бартенев признался, что его клоунское амплуа уходит в прошлое, а также рассказал «СтарХиту», зачем нужно современное искусство.
Андрей Бартенев – известный российский художник и дизайнер, который сумел соединить искусство и перформанс. Эпатаж – визитная карточка мастера. Работы творца легко узнаваемы, благодаря объемным геометрическим формам и ярким, даже кричащим цветам. Бартенев родился в городе Норильск, но давно является гражданином мира. Внешний вид Андрея и манера общения не всегда понятны простой публике, однако ценители современного искусства дают творчеству художника наивысшие оценки.
В эксклюзивном интервью «СтарХиту» Андрей Бартенев рассказал, как его работы помогают познать силу искусства, а также дал совет, как открыть в себе творческое начало.
— Ни один художник не любит, чтобы его определяли соответственно каким-либо категориям. Вам удается лавировать между тем, что когда-то с конца 80-х называлось альтернативной модой, перформансом и, как показывают ваши музейные и галерейные экспозиции, инсталляцией. Если бы перед вами стояла задача определить жанр, в котором вы больше всего предпочитаете работать, как бы вы его назвали? Живые инсталляции?
Моим амплуа долгое время был... Клоун. Но дети, которых я веселил, выросли, и мои шутки больше их не тревожат, да и меня самого уже сложно рассмешить – мой цирк все больше стремится от людей к природе, все больше темой моих работ становятся деревья и животные. Для прославления и защиты их через мое творчество вижу себе будущее. И все равно, какой метод практики мной для этого выбран.
— Давайте определимся, что такое перформанс в вашем понимании?
Перформанс – визуальный спектакль, потерявший все свои первопричины, но убежденный в том, что на импровизации все прокатит.
— Если понимать ваши выступления как, прежде всего, перформансы, то в чем вы видите преимущество выступлений в не-специальных, не-институализированных пространствах? Например, в торговых центрах?
В основе работы произведения со зрителем всегда стоял вопрос о количестве людей, споткнувшихся о твое творение своим вниманием. В Московском музее современного искусства выставку «Скажи - я тебя люблю!» посмотрели 37 000 человек. Мы выступили с моими надувными скульптурами на Geek пикнике в Москве и Питере. За 4 дня – 50 000 человек. Сколько за два месяца в «Кунцево Плаза»? В посещаемом торговом центре. Когда ты строишь скульптуру большого формата, тебе приходится рассчитывать масштаб аудитории, потому что художник должен осознать, какую эмоцию вложить в свою постройку, какой отклик вызвать у зрителя. В «Кунцево Плаза» я у главного входа построил вальяжно развалившегося белого кота 4,5 метра высотой. Я попросил в первый день до официального открытия выставки снять все ограждения и понаблюдать, что будет к концу дня. Прихожу вечером – белый кот стоит весь снизу испачкан следами детских ботинок до самой шеи. Смотрю ему в морду – а он доволен! Для него эти отметины детских ботинок как медали за любовь. И тут я понял, что мой кот живой! И он любит всех своих зрителей! А я испытал через него силу магии искусства – спасибо ему за это!
— Какой свой перформанс вы считаете самым удачным?
Приключение невидимых червячков в России, где мы скинули в зрителя 6000 яиц, 4 тонны мусора, группу «На-на» с Бари Алибасовым и 70 порочных особей с трудным детством. Десертом были невидимые червячки под криком «Бартенев дурак»!
— А если говорить о ваших коллегах, деятелях искусства, возможно, зарубежных, то какой перформанс, произвел на вас самое яркое впечатление в жизни, врезался в память? И почему?
«Альтернативная Мисс мира» в Лондоне, которую уже 40 лет проводит мой друг – британский скульптор Эндрю Логан. Последний раз фестиваль прошел в Шекспировском театре – было феерично!
— Как вы считаете, зачем людям нужно современное искусство? Почему многие его не понимают?
Современное искусство – это перевод смыслов доисторических эталонов красоты на современный язык. Не понимают, так как молодые языки очень трудны для выучивания.
— А вы что хотите сказать миру своим внешним видом, когда вы в образе?
Что я говорю – к Солнцу, свету и Луне мы летим в одной трубе!
— Вы часто бываете в метро и в другом общественном транспорте? Как вы выглядите при этом?
Выгляжу, как измученная нафталином моль.
— Если бы вы не стали художником и модельером, как бы могла сложиться ваша судьба?
Умер бы быстро от скуки.
— Вы бывали в родном Норильске после того, как обрели популярность?
В Норильске бывал – им не до меня, им там дышать нечем – газовые выбросы как никак, все занимаются дыхательной гимнастикой и по телевизору смотрят сериал «Кислородная подушка 2».
— Вы - гражданин мира, а в каком уголке Земного шара вы чувствуете себя комфортнее всего?
В Суздале на керамической фабрике Дымова – сделал кувшины с рисунком носатых грибов, назвал «Грибы Кавказа».
— Какой вы можете дать совет – как человеку развивать в себе творческие качества?
Начните с изучения своего голого тела...
— Если бы у вас была возможность сделать выставку или выступление с любым из художников или, возможно, театральной труппой, музыкальной группой, то кого бы вы выбрали в качестве соавтора? Кто вам близок из современного русского и западного искусства?
Слава Полунин, Эндрю Логан, Роберт Уилсон, Арво Пярт, Майкл Кларк.
— Недавняя выставка в ММСИ на Гоголевском бульваре, мне кажется, показала вас как очень цельного художника. В чем вы видите различие между Бартеневым начала 90-х, скажем, периода ботанического балета, и сегодняшним?
Эти Бартеневы – разные люди. Если бы они встретились в клубе сейчас, то, фыркнув носами и прострелив друг друга взглядами, побежали бы в разные углы танцпола, чтоб никогда не встретиться снова. И как я уживаюсь с ними – с Бартеневым из прошлого и с Бартеневым сегодняшним – для меня большая загадка, а тут, может быть, и кроется источник моего любопытства к жизни – какой он там, этот Бартенев из будущего – надо с ним встретиться, поболтать! Даже если услышу только фырканье его носа в ответ на мое любопытство к нему.
— Совершенно практический, утилитарный вопрос: шьете ли вы повседневную одежду для других? Есть ли возможность носить что-нибудь от Бартенева?
Если этот другой опять Бартенев, да – для него шью одежду.