Казахский режиссер Ермек Турсунов о своем фильме "Чужак" » НОВОСТИ СПОРТА
НОВОСТИ СПОРТА » Новости разное » Казахский режиссер Ермек Турсунов о своем фильме "Чужак"
Казахский режиссер Ермек Турсунов о своем фильме "Чужак"
В третий раз картина казахского режиссера Ермека Турсунова (Yermek Tursunov) включена в список номинантов на премию «Оскар» в категории фильмов на иностранном языке. Ранее этой чести удостаивались его ленты «Невестка» (2008) и «Старик» (2012). Мировая премьера новой картины Ермека Турсунова «Чужак»
В третий раз картина казахского режиссера Ермека Турсунова (Yermek Tursunov) включена в список номинантов на премию «Оскар» в
категории фильмов на иностранном языке. Ранее этой чести удостаивались
его ленты «Невестка» (2008) и «Старик» (2012).
Мировая премьера новой картины Ермека Турсунова «Чужак» (английское
название Stranger, казахское - Жат) состоится в рамках Международного
кинофестиваля в Торонто, начинающегося 10 сентября, в программе
«Современное мировое кино».
Герой картины по имени Ильяс пережил суровые испытания – голод начала
30-х, сталинские репрессии, Вторую мировую войну, но сохранил чистоту
души и веру в людей. Он живет в горах отшельником, но время от времени
спускается в аул.
Ермек Турсунов родился в 1961 году в Алматинской области. Он известен
в Казахстане как писатель, публицист, драматург и кинорежиссер. Окончил факультет журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби. Автор многих книг и сценариев. В 2009 году вышел в свет его роман «Мамлюк», который стал заметным культурным явлением для Казахстана и был переведен на ряд иностранных языков. Снятые им шесть фильмов демонстрировались и получали призы на многих международных
кинофестивалях.
Ермек Турсунов ответил по телефону на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».
Олег Сулькин: Ермек, как я знаю, этот сценарий вы написали очень давно, лет 25 назад. Почему вы так долго шли к этому фильму?
Ермек Турсунов: Я заканчивал Высшие курсы
сценаристов и режиссеров в Москве, где моим мастером был замечательный
драматург Валерий Семенович Фрид. Сценарий «Чужака» был моей дипломной
работой. Я не спешил, ждал момента. Сегодня – самое время.
О.С.: Почему?
Е.Т.: Человеческие истины бывают банальны, но имеют
одно важное свойство – они не устаревают. Сегодня на фоне колоссального
технологического прогресса заметно отставание морали, совести. Как
никогда востребованы увещевания и наставления древних пророков мировых
религий. Герой нашего фильма – чужак, отшельник, который возвращается к
людям из добровольного изгнания, чтобы внушить им то, что они забыли или просто не знали.
О.С.: История Ильяса выдумана?
Е.Т.: Отчего же? Я помню ребенком такого отшельника в
нашем ауле. В годы коллективизации он ушел от людей, мальчиком еще, в
горы. Отца у него забрали, мать умерла. Отец научил его хорошо стрелять, и он уцелел в горах, - согревался в пещере, стрелял дичь. Иногда приходил к людям, делился с ними добычей. Но возвращаться долгое время не хотел. Привык жить один, и одиночество сформировало его философию, которой он придерживался. В годы Второй мировой войны отказался идти на фронт, он не мог стрелять в человека. В конце жизни вернулся в аул и стал работать пастухом.
О.С.: И все-таки вы его называете «чужаком»?
Е.Т.: Да, он остался чужим. Помогал людям, никому
вреда не приносил, но что-то инородное, странное в нем было всегда. Я,
конечно, драматизировал ситуацию, внес в нее художественные элементы.
Для меня важны аналогии с Христом, библейским пророком Моисеем, другими
пророками, монахами, которые уходят в пустыню и принимают обет
отшельничества. Материал национальный, казахский, но я попытался выйти
за рамки национального к общечеловеческим ценностям.
О.С.: В этом плане символичен, по-моему, эпизод,
когда ссыльный пожилой еврей, явно городской интеллектуал, быть может,
бывший профессор, дарит Ильясу самое ценное, что у него осталось, –
Звезду Давида.
Е.Т.: Для меня это принципиально важно – выходить на
общечеловеческие обобщения. То же самое было и с «Невесткой», и со
«Стариком», который я снял по мотивам повести Хэмингуэя «Старик и море».
О.С.: Величественные, поэтичные виды природы не могут не завораживать зрителя. Где вы снимали натуру?
Е.Т.: Два места съемки. Первое – степь, аул, жизнь
обычных людей. Ничего особенного в изображении, все буднично,
приземленно. Второе – дикая природа, с которой общается, в которую
погружен Ильяс. Снимали ее мы в заповеднике, получали специальное
разрешение на съемку. Здесь натура дарит нам поразительной красоты
пейзажи. То есть два мира: один внизу, где живут люди, другой – в горах,
ближе к богу.
О.С.: Когда у героя «садятся» батарейки в
транзисторном приемнике, он идет в сельпо и покупает новый приемник. Он
не понимает, что можно просто поменять батарейки. Конечно, люди считают
его блаженным, странным, и он не находит с ними общего языка...
Е.Т.: Этот конфликт очень актуален и для сегодняшней
жизни – и в Казахстане, и в России. Чистые художники, романтики,
вытолкнуты на обочину жизни. Такие нравственные люди не нужны в
обществе, где главный критерий – успешность, ради которой идут по
головам. Пророки человечности в таком нравственном климате не
востребованы, напротив, они вызывают ярость толпы, их забивают камнями и
распинают на кресте. В картине есть знаки и символы, которые, я уверен, люди образованные и думающие сумеют прочитать.
О.С.: В самом начале фильма появляется титр: «Около 5
млн казахов погибли в первой половине 20-го века». Эта короткая справка настраивает зрителя на эпическую трагедию. Но вы, очевидно, избегали исторической детализации. Почему?
Е.Т.: Я не стал живописать страшный голод в
Казахстане со случаями каннибализма, сталинские репрессии, последствия
войны. В те годы погибли примерно 60-70 проц. населения Казахстана. Я
пытался рассказать эту историю, но не стал спекулировать на крови. Мне
важно показать, что чистые, честные люди нужны сегодня в Казахстане как
никогда. Пусть их считают чокнутыми, но именно они – соль нации, именно
они призваны изменить жизнь к лучшему, совершить прорыв к будущему.
Господин Назарбаев уверяет, что когда-то нам будет хорошо, но этот
момент все оттягивается и оттягивается. А нам необходимо демократическим
путем влиться в мировой демократический процесс.
О.С.: Вы не раз нелицеприятно высказывались в прессе
о ситуации в Казахстане. В прошлом году ваше открытое письмо «Мой
неравный брак с государством» вызвало огромный отклик в Интернете.
Ощущаете ли вы и сегодня свободу открыто высказываться?
Е.Т.: Мне пока дают такую возможность. В
художественном творчестве делаю это более мягко, опосредованно, в
публицистике – более жестко. Это отражение вечного конфликта между
художником и властью. Ведь я не политик, не экономист, я – художник. Но я
чувствую температуру в обществе. Меня многое не устраивает в моей
стране. Общая среда довольно инертна, и на этом фоне мои высказывания,
возможно, смотрятся вызывающе.
О.С.: Я прочитал в прессе, что вы какое-то время жили в Америке?
Е.Т.: Да, в начале 90-х участвовал в деятельности
антиядерного общественного движения «Невада – Семипалатинск». Лидером
его был знаменитый казахский поэт Олжас Сулейменов. Мы ездили по всему
миру, по Америке, установили хорошие связи с антиядерным движением штата
Невада. В какой-то момент я решил остаться. Сначала жил в Неваде, потом перебрался в Юту, в город Солт-Лейк-Сити. Прожил в Америке два-три года, потому вернулся в Казахстан.
О.С.: Вы знаете Америку не понаслышке. Как вы думаете, поймут ли здесь вашу картину?
Е.Т.: Мой зритель – подготовленный. Я снимаю кино не
для тинейджеров, а для зрелых, взрослых людей. Все довольно просто,
когда речь идет об общечеловеческих ценностях.
Олег Сулькин

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Новостной блогер
       


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика