Воспоминания о Совке. Ещё о советских фильмах
Продолжу свои рассуждения о советском кинематографе. Вообще, кстати, следует отметить, что сам термин «советское кино» – хитрый. Ибо само кино, как искусство, имеет сравнительно небольшую биографию и большая её часть приходится на тот период, когда в России был установлен Совдеп. Поэтому всё, что
Продолжу свои рассуждения о советском кинематографе. Вообще, кстати, следует отметить, что сам термин «советское кино» – хитрый. Ибо само кино, как искусство, имеет сравнительно небольшую биографию и большая её часть приходится на тот период, когда в России был установлен Совдеп. Поэтому всё, что снималось в СССР, в любом случае механически заносится в категорию «советское кино». Ну а что, если бы СССР не было бы, то не было бы и кино в России? Тезис, мягко говоря, спорный.
Вообще, совки любят, когда речь заходит о кино, начинать блажить: «В СССР было снято АГРАМЕННОЕ количество отличных фильмов, а что снято в период победившей дерьмократии?». Ну и т.д. и т.п. Причём перечислять хорошие фильмы, появившиеся после 1991 года бессмысленно – ибо совки всё равно будут стенать, что эти фильмы вовсе никакие не хорошие во-первых, а во-вторых, если и есть «что-нибудь», то снято оно режиссёрами, получившими образование в СССР и играют в них «советские актёры». Кстати, могу ещё добавить, что при этом фильмы эти чаще всего снимались на земле, которая раньше принадлежала СССР. И съёмочные группы дышали тем же самым воздухом, состав которого ничуть не изменился со времён СССР. Так что, всё понятно.
Но я вот о чём подумал. Хорошо, сравнивать, так сравнивать. Сравнивать надо нечто сопоставимое. Например, примерно одинаковые периоды. Если РФ появилась в результате крушения Совдепа, то ведь и Совдеп появился в результате крушения Российской империи. Так вот если рассмотреть аналогичные периоды РФ и Совдепа, то что получится?
Нынешняя Российская Федерация появилась в 1991 году, стало быть ей уже 18 лет. Совдеп появился в 1918 году, стало быть, равный период рассмотрения – это 1918 – 1936 г.г. Ну вот я пробежался по истории совдеповского кинематографа и выяснил следующее. Что же такого чудесного появилось в Совдепе в области кинематографа за первые 18 лет? Ответить на этот вопрос тем проще, что история уже отслоила зёрна от плевел и очень легко определить, что осталось в истории кино, а что навсегда сгинуло и быльём поросло.
В 1918 году было снято 33 фильма. Из них единственно заметным явлением является «Барышня и хулиган», да и то, лишь потому, что в этом фильме снялся Маяковский. Но 1918 год – это ещё инерция добольшевистского кино, то есть это, скорее, ещё дореволюционное кино.
В 1919 снято три каких-то безликих фильма. В 1920 – один (история о группе революционеров-террористов, арестованных и приговоренных к смертной казни). В 1921 – один. В 1922 – один. 1923 – два фильма. В 1924 году – уже шесть фильмов. Из известных – «Аэлита». В 1925 году уже 11 фильмов, включая знаменитый «Броненосец Потёмкин». Остальные, снятые в этом году, характеризует фильм «Наполеон-газ» со следующим сюжетом: «Героине снится, что империалисты изобрели новое химическое оружие и начали газовую атаку на Ленинград. Сначала врагам удается захватить окраины города, но затем Красная армия их оттуда выбивает». Думаю, это был ещё тот шедевр. В 1926 году снято 5 картин, среди которых известная «Мать» по Горькому. В 1927 году – уже 10 фильмов. Среди них – известная, хотя и талантливая, фальшивка Эйзенштейна «Октябрь».
Итак, за первые десять лет Совдепа, было снято 72 фильма, из которых в историю вошло только 5 («Барышня и хулиган», «Аэлита», «Броненосец», «Мать», «Октябрь»). То есть процент «выдающихся» – примерно 7. Не очень много, если честно. Да и то, я бы «Мать» и «Барышню и хулиган» в выдающиеся не занёс бы. Но кинокритики их ценят. Ладно, пусть будут.
Конечно, можно сказать: но ведь на этот период пришлась гражданская война, разруха, то, сё. На это я возражу: а на первый период с 1991 года тоже пришлась разруха, развал государства, спад производства, жуткая инфляция и т.д. и т.п. Так что вполне сопоставимые периоды. Так что едем далее.
В 1928 году снято семь непонятных фильмов. В 1928 – пять (из них два – документальные). С 1930 года начинается резкий рост количества снимаемых фильмов. В 1930 – 69 фильмов! Из них только один могли смотреть зрители спустя десятилетия – «Праздник святого Йоргена». В 1931 – 41 фильм. Из них в истории остался только один – «Путёвка в жизнь» (на мой взгляд – редкостное совдеповское дерьмо). Про остальные ничего сказать не могу. Наверное они были примерно из той же серии, что снятый в этом году «Ледолом», рассказывающий о коллективизации в селе и борьбе с кулачеством во второй половине 20-х гг. Думаю, народ валом на «Ледолом» валил и лишние билетики начинали спрашивать метров за сто до входа в кинотеатр.
1932 год – 78 фильмов. Ни одно из названий не откликнулось в моей душе. Все 78 – канули в Лету. А названия хорошие: «Интернационал», «Классовый враг», «Коммуна в степи», «Тюрьма народов» и т.д. Понравился сюжет одного из фильмов – «Слава мира»: «В одном из западноевропейских государств устанавливается профашистская диктатура во главе с генералом Адлером. Лидер социал-демократов Зигель и академик Хельм, работающий над созданием отравляющих веществ, встречаются с генералом, чтобы обсудить проблемы сотрудничества. Адлер предлагает им путешествие на военном корабле "Слава мира". Коммунист Билли Паркер, которого дома ждет невеста Марта, остается на сверхсрочную службу на флоте, чтобы по заданию подпольного комитета вести агитацию среди матросов». Без всякого сомнения советский киношедевр. А что, я бы с удовольствием посмотрел бы.
1933 год – 36 фильмов. Заценил одно из названий – «Изменник родины», режиссёр – Иван Мутанов (почти Мутантов). В 1934 году почему-то всего 10 фильмов. Но зато среди них такие бестселлеры, как «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима». Говорят, Иосиф Виссарионович лично просматривал все фильмы, выходящие на экраны. Может он с 1934 года решил поставить заслон мутному потоку дешёвых поделок, захлестнувших советский экран?
1935 год – 12 фильмов. Среди них обращает на себя внимание в самом деле выдающийся детский шедевр «Новый Гулливер». Ну и 1936 года – 18 фильмов, в числе которых: «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк».
Итого, считаем: в период с 1928 по 1936 года снято 276 фильмов, среди которых художественную ценность (проверенную историей) имели: «Праздник святого Йоргена», «Путёвка в жизнь», «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима», «Новый Гулливер», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк», то есть 2,7% от всего снятого.
Всего же за первые 18 лет существования Совдепа было снято 349 фильмов, из которых художественную ценность имеют: «Барышня и хулиган», «Аэлита»,
«Броненосец Потёмкин», «Мать», «Октябрь»,
«Праздник святого Йоргена», «Путёвка в жизнь», «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима», «Новый Гулливер», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк», т.е. около 4% всех снятых фильмов. А остальные? А остальные – чернуха и шлак. Причём чернухи (в виде всяких там «Предателей Родины») был явный избыток. Ну и понятно, что к концу этого 18-летнего периода хороших фильмов стало появляться больше.
Так что же мы видим в итоге? Мы видим, что праздничные песнопения совков о том, что «В СССР снимались отличные фильмы на все времена, а сейчас – одно гумно», не соответствуют действительности. Простейшее изучение первого 18-летнего периода существования Совдепа, говорит о том, что хороших фильмов за этот период было снято очень мало, а большая часть снятого уже давно забыта и быльём поросла.
Так что, как это не печально, но даже в области кинематографа (который совки почему-то считают одним из самых прочных своих бастионов), Совдепия не явила миру каких-то неимоверных чудес. Да и странно, если бы было иначе. Ведь штука в том, что хороши фильм, хорошую картину, хорошую книгу или скульптуру нельзя штамповать по заказу. Шедевров всегда будет лишь несколько процентов о общего числа поделок. И политический строй к этому не имеет никакого отношения.
germanych
Вообще, совки любят, когда речь заходит о кино, начинать блажить: «В СССР было снято АГРАМЕННОЕ количество отличных фильмов, а что снято в период победившей дерьмократии?». Ну и т.д. и т.п. Причём перечислять хорошие фильмы, появившиеся после 1991 года бессмысленно – ибо совки всё равно будут стенать, что эти фильмы вовсе никакие не хорошие во-первых, а во-вторых, если и есть «что-нибудь», то снято оно режиссёрами, получившими образование в СССР и играют в них «советские актёры». Кстати, могу ещё добавить, что при этом фильмы эти чаще всего снимались на земле, которая раньше принадлежала СССР. И съёмочные группы дышали тем же самым воздухом, состав которого ничуть не изменился со времён СССР. Так что, всё понятно.
Но я вот о чём подумал. Хорошо, сравнивать, так сравнивать. Сравнивать надо нечто сопоставимое. Например, примерно одинаковые периоды. Если РФ появилась в результате крушения Совдепа, то ведь и Совдеп появился в результате крушения Российской империи. Так вот если рассмотреть аналогичные периоды РФ и Совдепа, то что получится?
Нынешняя Российская Федерация появилась в 1991 году, стало быть ей уже 18 лет. Совдеп появился в 1918 году, стало быть, равный период рассмотрения – это 1918 – 1936 г.г. Ну вот я пробежался по истории совдеповского кинематографа и выяснил следующее. Что же такого чудесного появилось в Совдепе в области кинематографа за первые 18 лет? Ответить на этот вопрос тем проще, что история уже отслоила зёрна от плевел и очень легко определить, что осталось в истории кино, а что навсегда сгинуло и быльём поросло.
В 1918 году было снято 33 фильма. Из них единственно заметным явлением является «Барышня и хулиган», да и то, лишь потому, что в этом фильме снялся Маяковский. Но 1918 год – это ещё инерция добольшевистского кино, то есть это, скорее, ещё дореволюционное кино.
В 1919 снято три каких-то безликих фильма. В 1920 – один (история о группе революционеров-террористов, арестованных и приговоренных к смертной казни). В 1921 – один. В 1922 – один. 1923 – два фильма. В 1924 году – уже шесть фильмов. Из известных – «Аэлита». В 1925 году уже 11 фильмов, включая знаменитый «Броненосец Потёмкин». Остальные, снятые в этом году, характеризует фильм «Наполеон-газ» со следующим сюжетом: «Героине снится, что империалисты изобрели новое химическое оружие и начали газовую атаку на Ленинград. Сначала врагам удается захватить окраины города, но затем Красная армия их оттуда выбивает». Думаю, это был ещё тот шедевр. В 1926 году снято 5 картин, среди которых известная «Мать» по Горькому. В 1927 году – уже 10 фильмов. Среди них – известная, хотя и талантливая, фальшивка Эйзенштейна «Октябрь».
Итак, за первые десять лет Совдепа, было снято 72 фильма, из которых в историю вошло только 5 («Барышня и хулиган», «Аэлита», «Броненосец», «Мать», «Октябрь»). То есть процент «выдающихся» – примерно 7. Не очень много, если честно. Да и то, я бы «Мать» и «Барышню и хулиган» в выдающиеся не занёс бы. Но кинокритики их ценят. Ладно, пусть будут.
Конечно, можно сказать: но ведь на этот период пришлась гражданская война, разруха, то, сё. На это я возражу: а на первый период с 1991 года тоже пришлась разруха, развал государства, спад производства, жуткая инфляция и т.д. и т.п. Так что вполне сопоставимые периоды. Так что едем далее.
В 1928 году снято семь непонятных фильмов. В 1928 – пять (из них два – документальные). С 1930 года начинается резкий рост количества снимаемых фильмов. В 1930 – 69 фильмов! Из них только один могли смотреть зрители спустя десятилетия – «Праздник святого Йоргена». В 1931 – 41 фильм. Из них в истории остался только один – «Путёвка в жизнь» (на мой взгляд – редкостное совдеповское дерьмо). Про остальные ничего сказать не могу. Наверное они были примерно из той же серии, что снятый в этом году «Ледолом», рассказывающий о коллективизации в селе и борьбе с кулачеством во второй половине 20-х гг. Думаю, народ валом на «Ледолом» валил и лишние билетики начинали спрашивать метров за сто до входа в кинотеатр.
1932 год – 78 фильмов. Ни одно из названий не откликнулось в моей душе. Все 78 – канули в Лету. А названия хорошие: «Интернационал», «Классовый враг», «Коммуна в степи», «Тюрьма народов» и т.д. Понравился сюжет одного из фильмов – «Слава мира»: «В одном из западноевропейских государств устанавливается профашистская диктатура во главе с генералом Адлером. Лидер социал-демократов Зигель и академик Хельм, работающий над созданием отравляющих веществ, встречаются с генералом, чтобы обсудить проблемы сотрудничества. Адлер предлагает им путешествие на военном корабле "Слава мира". Коммунист Билли Паркер, которого дома ждет невеста Марта, остается на сверхсрочную службу на флоте, чтобы по заданию подпольного комитета вести агитацию среди матросов». Без всякого сомнения советский киношедевр. А что, я бы с удовольствием посмотрел бы.
1933 год – 36 фильмов. Заценил одно из названий – «Изменник родины», режиссёр – Иван Мутанов (почти Мутантов). В 1934 году почему-то всего 10 фильмов. Но зато среди них такие бестселлеры, как «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима». Говорят, Иосиф Виссарионович лично просматривал все фильмы, выходящие на экраны. Может он с 1934 года решил поставить заслон мутному потоку дешёвых поделок, захлестнувших советский экран?
1935 год – 12 фильмов. Среди них обращает на себя внимание в самом деле выдающийся детский шедевр «Новый Гулливер». Ну и 1936 года – 18 фильмов, в числе которых: «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк».
Итого, считаем: в период с 1928 по 1936 года снято 276 фильмов, среди которых художественную ценность (проверенную историей) имели: «Праздник святого Йоргена», «Путёвка в жизнь», «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима», «Новый Гулливер», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк», то есть 2,7% от всего снятого.
Всего же за первые 18 лет существования Совдепа было снято 349 фильмов, из которых художественную ценность имеют: «Барышня и хулиган», «Аэлита»,
«Броненосец Потёмкин», «Мать», «Октябрь»,
«Праздник святого Йоргена», «Путёвка в жизнь», «Весёлые ребята», «Чапаев», «Юность Максима», «Новый Гулливер», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Цирк», т.е. около 4% всех снятых фильмов. А остальные? А остальные – чернуха и шлак. Причём чернухи (в виде всяких там «Предателей Родины») был явный избыток. Ну и понятно, что к концу этого 18-летнего периода хороших фильмов стало появляться больше.
Так что же мы видим в итоге? Мы видим, что праздничные песнопения совков о том, что «В СССР снимались отличные фильмы на все времена, а сейчас – одно гумно», не соответствуют действительности. Простейшее изучение первого 18-летнего периода существования Совдепа, говорит о том, что хороших фильмов за этот период было снято очень мало, а большая часть снятого уже давно забыта и быльём поросла.
Так что, как это не печально, но даже в области кинематографа (который совки почему-то считают одним из самых прочных своих бастионов), Совдепия не явила миру каких-то неимоверных чудес. Да и странно, если бы было иначе. Ведь штука в том, что хороши фильм, хорошую картину, хорошую книгу или скульптуру нельзя штамповать по заказу. Шедевров всегда будет лишь несколько процентов о общего числа поделок. И политический строй к этому не имеет никакого отношения.
germanych
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
|
Смотрите также
из категории "Новости разное"