Глубоководный горизонт: Огонь в океане - «Новости кино»
«Глубоководный горизонт» (“Deepwater Horizon”), 2016
Основано на реальных событиях и статье в The New York Times
Режиссёр: Питер Берг
Авторы сценария: Мэттью Сэнд, Мэттью Майкл Карнахан
Оператор: Энрике Чедьяк
Композитор: Стив Яблонски
Продюсеры: Лоренцо ди Бонавентура, Марк Уолберг
В ролях: Марк Уолберг, Джина Родригез, Курт Рассел, Джон Малкович, Дилан О'Брайен, Кейт Хадсон и другие.
После оглушительного провала «Морского боя» и успеха «Уцелевшего» Питер Берг временно перестал бродить от одного типа материала к другому и, сменив в режиссёрском кресле более интересного Джей Си Чандора, принялся за ещё одно большое воссоздание реальной трагедии. Здесь он уже не числится в заявленных сценаристах, но катастрофу в Мексиканском заливе в целом подаёт как битву неудачливых солдат с талибами — около часа на сбор всех в положенном месте, столько же на ад, в который они попадают, стремление к реализму при некоторой доле отсебятины, общий почтительный тон, постоянно грозящий сорваться в невольную спекуляцию, тот же Уолберг в органичной роли простого американского уцелевшего парня, и так вплоть до трибьюта реальным погибшим перед титрами.
Глубоководный горизонт
трейлеры
То есть, с одной стороны, режиссёр чувствует перед материалом должную ответственность; в новом фильме из этого выходит, в частности, его безумный 156-миллионный бюджет — создатели не поленились и построили себе копию настоящей платформы, вокруг и внутри которой в результате имеет полное право гордо кружить камера, пусть в прокате и подписан смертный приговор, — плюс то, что Уолберг здесь является главным героем скорее формально, он регулярно пропадает из кадра и лишь в самом конце немного геройствует, до него же это делают другие люди с зачастую незнакомыми зрителю лицами.
С другой стороны, эта же ответственность легко переходит в преклонение, идущее фильму во вред. Здесь, как и в «Уцелевшем», Берг считает, что лучший способ отдать дань этим людям — просто пересказать пройденное ими от момента к моменту, не особо заморачиваясь с активным поиском внутри происходящего каких-то идей, выходящих за рамки того, что, мол, вот такая история, кто там был — герои, занавес.
В то же время он не готов довести эту стратегию до логического конца и срезать вообще весь жир, оставив от персонажей только их поведение непосредственно в преддверии и в течение кризисной ситуации. Он выделяет время на то, чтобы их очеловечить, но в основном лишь вытаскивает тяжёлые клише фильмов-катастроф: Уолберга необходимо показать любящим семьянином, Курт Рассел в образе прямолинейного работяги — подчёркнутая противоположность Малковичу, который выдаёт свою самую мерзкую бюрократическую улыбочку и поправляет Рассела, когда тот неправильно произносит марку вина, обрывочная болтовня статистов тоже становится лишь балластом. Лучше всех в итоге смотрится Джина Родригез — женщины в подобных ролях вообще редкость, а живость и харизма актрисы ещё сильнее выделяют её на фоне заурядных мужиков.
Сама катастрофа предвещается не одной, а сразу двумя большими сценами — с газировкой, без предупреждения начинающей хлестать из банки, что смотрится как невольная самопародия, и с монологом Уолберга про ловлю сома, которую он тоже сравнивает с бурением. Трение между желанием режиссёра просто рассказать историю и его же излишними скидками на массового зрителя наглядно суммируется в моменте, где вертолёт с работниками летит над водой — одного этого кадра достаточно, чтобы создать зловещее настроение (и сразу же выразить контраст между механизмом и стихией), но Берг, чтобы точно подействовало, швыряет чайку в лобовое стекло.
Идею конфликта человека и природы, к счастью для создателей, в «Горизонте» не нужно и искать, она заложена там изначально и сама выходит вперёд, когда творение рук одних людей из-за жадности и глупости других превращается в торчащую из океана огненную преисподнюю. Возрастной рейтинг не позволяет режиссёру чуть ли не порнографическими крупными планами снимать человеческие увечья, как он это делал в «Уцелевшем», и это тоже плюс; тут важнее и сильнее общая картина хаоса — пламя, ночь, дым, потоки нефти и газа, сведённые до мечущихся фигур люди, которым уже нет времени расспрашивать друг друга про цементометрию, — и как раз она в плане погружения временами достигает практически уровня документального «Левиафана», что есть большое достижение.
В этой части фильма Бергу удаётся представить действительно впечатляющее зрелище, не сделав его дешёвым и легковесным; более того, там обнаруживается чисто визуальная критика (пожарище позади американского флага выглядит как картина огня, пожирающего Америку за её жадность), и — в кульминации — один действительно мощный человеческий момент, ставящий двух героев перед очень простым и самым главным выбором в их жизни. Сразу после этого фильму стоило бы и закончиться. Но ему, чего тут удивляться, ещё очень нужно запечатлеть, как выжившие поплакали и обнялись, а потом немудряще включить кантри на фоне имён и фотографий реальных людей.
|